Этапы разработки бизнес-плана и характеристика его разделов

Бизнес-план является визитной карточкой организации, развернутой программой, раскрывающей ее производственную и коммерческую деятельность.

При разработке бизнес-плана необходимо учитывать следующие рекомендации:

степень детализации должна соответствовать целям плана, но не включать ничего лишнего;

для утверждения постоянного внимания эксперта план нужно сделать интересным и легко воспринимаемым. Необходимо использовать разговорный язык, стараться избегать специальной технической терминологии; для технической и дополнительной информации использовать приложения;

как можно чаще использовать заголовки для разделения текста, чтобы он был ясным и легко воспринимаемым;

при обосновании прогнозов использовать как можно больше подтверждающих фактов. Прогнозы должны быть реалистичными, а посему не слишком «унылыми», но и не слишком амбициозными, скорее осмотрительными, нежели оптимистичными.

В экономической литературе происходит смешение понятий «этапы разработки» и «этапы жизненного цикла» бизнес-планов.

Н. В. Максименко, рассматривая процесс разработки бизнес-планов, выделяет четыре этапа их составления: прединвестиционный, инвестиционный, эксплуатационный и ликвидационный [24 ,с.83].

Н. Г. Забродская, выделяя прединвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную стадии, считает, что это жизненный цикл инвестиционного проекта [15, с.197]. А, рассматривая разработку этапов бизнес-плана, данный автор считает, что она обычно включает три этапа [15, с.200].

На первом этапе анализируется текущее состояние, проблемы и возможности рынка, влияние на предпринимательскую деятельность микросреды: экономических, демографических, научно-технических, природных и культурных факторов; осуществляется сбор и анализ исходной информации, формируются стратегии маркетинга; прорабатываются альтернативные варианты проектных решений.

На втором этапе формируется инвестиционные этапы, рассчитываются единовременные и текущие затраты; поток доходов с распределением по формам собственности и времени реализации с учетом дисконтирования.

На третьем этапе на основе стратегической, бухгалтерской и другой информации рассчитываются показатели эффективности проектного предложения.

Е. М. Попов считает, что «весь процесс разработки бизнес-плана как единого документа включает четыре этапа» [36, с.370].

На первом этапе составления бизнес-плана формируются цели. Эта часть бизнес-плана должна дать ответ на следующие вопросы: какую выпускать продукцию (вид деятельности) и какой доход получит организация от ее продажи.

Второй этап разработки плана связан с маркетингом. На этом этапе необходимо определить место, которое организация будет занимать на рынке, описать положение сферы торговой деятельности, т.е. оценить конкурентов, дать характеристику рынка и указать как на него проникнуть или удержать свои позиции, какие затраты необходимы для этого.

На третьем этапе разработки бизнес-плана проводится оценка финансового состояния организации, рассчитываются затраты и доходы. В нее включаются финансовые отчеты за последние годы, финансовый проект на предстоящие три года, оценки бухгалтерского баланса, отчеты о потоке денежной наличности. Эти расчеты должны продемонстрировать эффективность прогнозируемого вложения средств и содержать анализ основных факторов, влияющих на финансовые результаты.

На четвертом этапе определяется подход к привлечению инвестиций путем распространения акций среди профессиональных инвесторов.

Основным документом, регламентирующим единые требования к содержанию, структуре, порядку разработки и оформления бизнес-планов в Республике Беларусь являются Рекомендации по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и бизнес-планов развития коммерческих организаций на год, утвержденные постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30 октября 2006г. №186. (с учетом постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 30 октября 2007 г. № 190).

Также организациям необходимо руководствоваться постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций» (с учетом постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 1091, от 28 октября 2008 г. № 1602).

При разработке бизнес-планов инвестиционных проектов организациям необходимо руководствоваться Правилами по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденными постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 31 августа 2005г. №158 (с учетом Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 1091, от 28 октября 2008 г. № 1602).

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Государственное регулирование рыночной экономики
В современном мире существует четкое понятие, что рыночная экономика не может существовать сама по себе и необходимо присутствие государства для урегулирования тех или иных перекосов в экономических процессах. В противном случае, экономические отношения в обществе зайдут в тупик, так как сущно ...

Влияние мирового финансово-экономического кризиса 2007-2009 гг. на нефтегазовый рынок
В последние годы человечество переживает последствия крупного финансово-экономического кризиса и, впоследствии, глобальной рецессии. По мнению большинства экономистов, кризис развился из-за перенасыщенного кредитного рынка, дисбалансов торговли и капитала, а также сильного обесценивания доллар ...