Этапы разработки бизнес-плана и характеристика его разделов

Бизнес-план является визитной карточкой организации, развернутой программой, раскрывающей ее производственную и коммерческую деятельность.

При разработке бизнес-плана необходимо учитывать следующие рекомендации:

степень детализации должна соответствовать целям плана, но не включать ничего лишнего;

для утверждения постоянного внимания эксперта план нужно сделать интересным и легко воспринимаемым. Необходимо использовать разговорный язык, стараться избегать специальной технической терминологии; для технической и дополнительной информации использовать приложения;

как можно чаще использовать заголовки для разделения текста, чтобы он был ясным и легко воспринимаемым;

при обосновании прогнозов использовать как можно больше подтверждающих фактов. Прогнозы должны быть реалистичными, а посему не слишком «унылыми», но и не слишком амбициозными, скорее осмотрительными, нежели оптимистичными.

В экономической литературе происходит смешение понятий «этапы разработки» и «этапы жизненного цикла» бизнес-планов.

Н. В. Максименко, рассматривая процесс разработки бизнес-планов, выделяет четыре этапа их составления: прединвестиционный, инвестиционный, эксплуатационный и ликвидационный [24 ,с.83].

Н. Г. Забродская, выделяя прединвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную стадии, считает, что это жизненный цикл инвестиционного проекта [15, с.197]. А, рассматривая разработку этапов бизнес-плана, данный автор считает, что она обычно включает три этапа [15, с.200].

На первом этапе анализируется текущее состояние, проблемы и возможности рынка, влияние на предпринимательскую деятельность микросреды: экономических, демографических, научно-технических, природных и культурных факторов; осуществляется сбор и анализ исходной информации, формируются стратегии маркетинга; прорабатываются альтернативные варианты проектных решений.

На втором этапе формируется инвестиционные этапы, рассчитываются единовременные и текущие затраты; поток доходов с распределением по формам собственности и времени реализации с учетом дисконтирования.

На третьем этапе на основе стратегической, бухгалтерской и другой информации рассчитываются показатели эффективности проектного предложения.

Е. М. Попов считает, что «весь процесс разработки бизнес-плана как единого документа включает четыре этапа» [36, с.370].

На первом этапе составления бизнес-плана формируются цели. Эта часть бизнес-плана должна дать ответ на следующие вопросы: какую выпускать продукцию (вид деятельности) и какой доход получит организация от ее продажи.

Второй этап разработки плана связан с маркетингом. На этом этапе необходимо определить место, которое организация будет занимать на рынке, описать положение сферы торговой деятельности, т.е. оценить конкурентов, дать характеристику рынка и указать как на него проникнуть или удержать свои позиции, какие затраты необходимы для этого.

На третьем этапе разработки бизнес-плана проводится оценка финансового состояния организации, рассчитываются затраты и доходы. В нее включаются финансовые отчеты за последние годы, финансовый проект на предстоящие три года, оценки бухгалтерского баланса, отчеты о потоке денежной наличности. Эти расчеты должны продемонстрировать эффективность прогнозируемого вложения средств и содержать анализ основных факторов, влияющих на финансовые результаты.

На четвертом этапе определяется подход к привлечению инвестиций путем распространения акций среди профессиональных инвесторов.

Основным документом, регламентирующим единые требования к содержанию, структуре, порядку разработки и оформления бизнес-планов в Республике Беларусь являются Рекомендации по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и бизнес-планов развития коммерческих организаций на год, утвержденные постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30 октября 2006г. №186. (с учетом постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 30 октября 2007 г. № 190).

Также организациям необходимо руководствоваться постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций» (с учетом постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 1091, от 28 октября 2008 г. № 1602).

При разработке бизнес-планов инвестиционных проектов организациям необходимо руководствоваться Правилами по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденными постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 31 августа 2005г. №158 (с учетом Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 1091, от 28 октября 2008 г. № 1602).

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Государственный долг
Проблеме государственного долга посвящены работы экономистов классиков, среди которых можно выделить Д. Рикардо, Ж.-Б. Сей, Дж.С. Милль, У. Петти, Я.Ф. Мелон, А. Хамильтон и др. Среди отечественных исследователей можно выделить работы таких авторов как Вавилов Ю.Я., Кузнецов А.М., Романовский М ...

Государственное регулирование оплаты труда
Оплата труда служит важным элементом экономической системы, проявляющимся на различных уровнях. Так, преобладающая мотивация определяется оплатой труда на уровне индивидуальных участников рыночных отношений. Здесь особое значение имеет государственное регулирование основ оплаты труда, связанны ...