Основные направления совершенствования бизнес-планирования в организациях

Разработка бизнес-плана в условиях рыночной экономики - необходимый атрибут современного управления любой организации.

В условиях экономической неопределенности и инфляционных ожиданий, характерных для последнего десятилетия функционирования отечественных организаций, большинство из них сталкиваются с трудностями прогнозирования и планирования будущего. Поэтому главное внимание уделяется текущему (краткосрочному) планированию.

Несмотря на достаточную изученность вопросов бизнес-планирования в западной экономической науке и практике, в белорусской экономической науке и практике эти вопросы требуют еще значительной проработки.

В период СССР организации приобрели большой опыт технико-экономического планирования, которое в настоящие время не играет важной роли в их хозяйственной деятельности. Наиболее важными причинами этого являются следующие.

Недостаток знаний. Ситуации, в которых знания участников бизнес-проекта не удовлетворяют профессиональным требованиям, обычны. Причина заключается в том, что некоторые области этой деятельности не вполне понятны или изучены.

Непрактичные средства. Например, программы управления осуществлением проекта относительно сложны. Их освоение требует больших трудовых и финансовых затрат, что сдерживает процесс бизнес-планирования.

Не достаточно полно осознается значение системного, комплексного планирования. Слишком много времени тратится на то, чтобы осознать, что подготовительный этап бизнес-планирования должен стать одной из важных задач.

С учетом того, что как бы ни были хороши любые рекомендации, но на отечественных организациях станут что-то делать, если это необходимо по закону, поэтому нужно вносить изменения в действующие нормативные правовые акты.

Постановление Министерства экономики № 186 «Рекомендации по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и бизнес-планов развития коммерческих организаций на год» недостаточно использует аналитическую базу и стратегический подход. Рекомендации предназначены для обеспечения методологического и методического единства при разработке бизнес-планов развития на очередной год и поэтому разработанные планы организаций порой неотличимы (кроме титульного листа), т.к. исходные и выходные данные, заложенные в бизнес-плане развития, должны быть идентичными на всех этапах его рассмотрения в органах управления.

Бизнес-планы - это индивидуальная работа. Для того чтобы проявлять лидерские качества, организации должны отличаться друг от друга и стремиться стать лучше, и поэтому бизнес-планы должны предусматривать использование современных бизнес-инструментов: логистика, мерчендайзинг, интернет, современные программные продукты и др.

Любой бизнес-план должен основываться на очень хорошем анализе. То есть, прежде всего, требуются аудит стратегии, кадров, маркетинга и т.д. Это возможно с использованием методов SWOT-анализа и при подробном рассмотрение рисков с использованием методов качественной и количественной оценки. Дополнение методик этими подразделами повысит обоснованность планирования.

Необходимо внедрить стратегические бизнес-планы, на основе которых должны делаться годовые и инвестиционные. Невозможно без наличия стратегии планировать на год и привлекать инвестиции. Пятилетние бизнес-планы в Советском Союзе служили реальной основой развития.

Годовые планы должны служить фундаментом бюджетирования и контроллинга в организациях, создания центров ответственности.

Хотелось бы подробнее рассмотреть основные современные бизнес-инструменты, которые позволят усовершенствовать бизнес-планирование в организациях.

Перед составлением бизнес-плана необходим тщательный анализ. В зарубежной практике распространенным методом анализа является метод SWOT, который применяется как в анализе, так и при определении перспектив развития. В раках данного метода выявляются и оцениваются сильные и слабые стороны предприятия, формируется их перечень. К сильным сторонам можно отнести законченный цикл производства, наличие мощного производственного и трудового потенциала, выпуск конкурентной продукции. К слабым сторонам относят затратный механизм, отсутствие четкой финансовой политики, излишнюю централизацию управления, отсутствие четких целей, дублирование функций, проблемы сбыта продукции и др.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Генерально-целевое планирование
Многообразие мероприятий планирования, большое число занятых в них и жесткая взаимозависимость разделов плана обуславливают необходимость целеориентированного структурирования процессов планирования и контроля на предприятии, то есть долгосрочного регламентирования. При таком подходе к органи ...

Государственный бюджет. Способы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь
Государством в процессе своего функционирования осуществляется политическая деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектами этой деятельности является экономика в целом, а также ее отдельные составные элементы, такие как цена, финансы, кредит, денежное и бюджетное отношение, разл ...