Функция спроса и функция предложения. Рыночная цена

Спрос и предложение - основные категории рыночного хозяйства. Рассмотрим спрос и предложение на примере рынка потребительских товаров. Носителем спроса являются потребители, а носителем предложения - производители, фирмы. Спрос отдельного потребителя - это индивидуальный спрос, спрос всех потребителей - это рыночной спрос, который равен сумме спроса отдельных потребителей. Также различают предложение отдельной фирмы и рыночное предложение, или предложение всех фирм данной отрасли. В данной теме рассматриваются индивидуальный спрос и предложение. При этом спрос выступает как платёжеспособный спрос, когда потребитель может покрыть свой спрос деньгами, а предложение выступает как предложение товаров фирмы, предназначенных для продажи на рынке.

Спрос измеряется в количестве товара, который потребитель желает и может купить. На спрос влияет множество факторов. Отметим главные из них:

цена покупаемого товара;

цена товара-заменителя;

доходы потребителя;

вкусы и предпочтения;

инфляционные ожидания.

Обратим особое внимание на первый фактор - фактор цены покупаемого товара. Функциональную зависимость спроса от этого фактора можно выразить так

= f(p),

где Q - количество товара, на который предъявлен спрос, р - цена товара.

Ценовую функцию спроса можно изобразить графически с помощью системы координат, в которой осью ординат является цена (р), а осью абсцисс количество товаров (Q). На основе эмпирических данных можно установить, что зависимость спроса от цены носит обратный характер, т. е. при прочих равных условиях, чем ниже цена товара, тем больше товаров может купить потребитель, и наоборот. На рис.2.1.эта зависимость находит свое выражение в положении кривой (D), которая характеризует величину спроса (Q) в зависимости от цены (р).

P

(цена товара)

D1

D

D2

Q (количество товара)

Рис.2.1. Величина спроса и сдвиг кривой спроса

Кривая D имеет отрицательный наклон. Чем ниже (выше) цена (Р), тем больше (меньше) величина спроса (Q). Правда, есть некоторые исключения. Они касаются так называемого престижного потребления, товара Гиффена и др.

На спрос влияют и другие факторы. Если цена покупаемого товара остается неизменной, то другие факторы влияют на сдвиг кривой спроса. Это значит, что на рис. 2.1. кривая (D0) сдвинется соответственно вправо к (D1) или влево к (D2). Например, рассмотрим влияние изменений цены товара-заменителя. Допустим, речь идёт о товарах-заменителях - пшенице и ржи. Цена 1 ц пшеницы остается неизменной, а цена 1 ц ржи изменяется. Предположим, сначала она повысилась. Произойдет сдвиг кривой спроса вправо к (D1), увеличится количество покупателей пшеницы, так как она будет относительно дешевле ржи. Наоборот, кривая спроса сдвинется влево к (D2), если цена 1ц ржи уменьшится, уменьшится количество покупателей пшеницы.

Предложение также как и спрос измеряется в количестве товара (Q), который фирма желает и может продать по данной цене (Р). На предложение оказывают влияние такие факторы: цена товара, производимого фирмой; цены ресурсов, затраченные на производство товара; природные факторы; технологии и др.

Так же как и в отношении спроса, особое внимание надо обратить на ценовую функцию предложения, которую можно записать следующим образом:

= f(p),

где (Q) - количество товара, предлагаемое фирмой при данной цене (Р). На рис.2.2. эта функция находит свое выражение в положении кривой (Sо), которая характеризует величину предложения при данной цене.

P

(цена товара) S2

S0

S1

Рис. 2.2. Величина предложения и сдвиг кривой предложения

Кривая S имеет положительный наклон. Чем выше (ниже) цена товара, тем больше (меньше) величина предложения. Это отражает реальную ситуацию в работе фирмы. Действительно, фирма увеличивает предложение, если цена товара на рынке благоприятна; предложение уменьшается, если цена товара снижается. Вместе с тем надо отметить, что предложение имеет довольно существенное ограничение. Дело в том, что предложение зависит не только от цены товара, но и от издержек на его производство, о чем будет сказано позже. Что касается остальных факторов предложения, то они оказывают влияние на сдвиг кривой предложения. На рис. 2.2. кривая (S0) при условии, что цена товара неизменная, сдвигается либо влево, либо вправо, занимая положение (S1) и (S2). Рассмотрим, например, как технологии влияют на предложение. До внедрения передовой технологии предложение характеризовалось кривой (Sо). После ее внедрения выпуск продукции возрастает, значит, увеличивается предложение, а кривая предложения сдвигается вправо до (S1).

Перейти на страницу: 1 2 3

Экономическая сущность себестоимости продукции предприятия
В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку управлению предприятия необходимо постоянно проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда технико-экономичес ...

Государственное регулирование и саморегулирование предпринимательской деятельности в России
В настоящее время частное предпринимательство активно развивается в России. Саморегулирование и государственное регулирование предпринимательства становится одной из главных задач успешного развития экономики. Актуальность темы данной работы заключается в том, что не отработаны все механизмы ...