Функция спроса и функция предложения. Рыночная цена

Цена - главный фактор, влияющий на спрос и предложение. Другие факторы оказывают свое воздействие в рамках отдельных сфер: либо в сфере спроса, либо в сфере предложения. Например, доходы потребителей в первую очередь воздействует на спрос, а технологии - на предложение. Если же говорить о цене товара, то она является и фактором спроса, и фактором предложения, т.е. фактором, который определяет ведущее звено рыночных отношений - рыночную сделку, осуществляемую через куплю-продажу. Цена товара - это своего рода центр, в котором фокусируется спрос и предложение.

Цена товара выполняет три важные функции.

Первая функция - информационная. Цена товара - главная и наиболее полная рыночная информация. Книга цен, или прейскуранты, - самая необходимая книга для участников рынка. Из нее они узнают о положении дел на рынке.

Вторая функция - сигнальная. Цена товара, выступая, первоначально как информация к размышлению, затем дает сигналы к действию, к выбору и принятию решений.

Наконец, третья функция - функция согласования интересов участников рынка (потребителя и фирмы). Потребитель и фирма имеют различные мотивы поведения, каждый из них стремится получить свою экономическую выгоду. Вместе с тем они образуют единое целое, в котором происходит согласование их интересов. Нет потребителя, если отсутствует фирма, производящая товар, так же как нет и фирмы, если отсутствует потребитель. Следовательно, потребитель и фирма не могут существовать друг без друга.

Однако дело не только в этом, но и в том, что участники рынка получают выгоду, которая по своему характеру является взаимной, согласованной выгодой. Каждая сторона получает свою выгоду, если учтет интерес другой стороны.

Предположим, что действия участников рынка происходят другим образом - каждый стремится получить как можно большую выгоду без учета интересов других. Допустим, сначала это может сделать потребитель, он же носитель спроса. Потребитель установит свою цену, цену спроса. Он установит цену спроса на самом низком уровне, это как будто даст возможность купить ему больше товаров. Однако как поведет себя фирма? При низкой, бросовой цене фирме невыгодно производить товар, она даже может вообще прекратить их выпуск. В конечном итоге проиграет и потребитель. Такой же результат получится, если фирма имеет возможность установить свою цену - цену предложения. Она установит очень высокую цену предложения, что как будто должно дать большие доходы. Однако как поведет себя потребитель? Спрос его резко уменьшается, он может даже прекратить покупки. В конечном итоге проиграет и фирма.

На рынке, следовательно, должен происходить процесс уравновешивания интересов потребителя и фирмы, выгода потребителя должна уравновешиваться выгодой фирмы. Это достигается благодаря установлению равновесной цены или такой цены, которая удовлетворяет и потребителя, и фирму. Уровень равновесной цены определяется не условиями экстремальности, т.е. минимизацией или максимизацией цены, а условиями оптимизации, в которых цена согласует интересы и выгоды участников рынка. Рыночная система уравновешивается в своих частях, спрос и предложение стремятся друг к другу, что приводит к образованию равновесной цены. Такую цену называют рыночной ценой. Рыночная цена характеризуется тем, что спрос уравнивается с предложением, а цена спроса уравнивается с ценой предложения.

Проследим с помощью рис.2.3. процесс образования рыночной цены.

Р S

(цена

товара)

Р2

P* Е

Р1

D

Q2 Q4 Q* Q3 Q1

Рис. 2.3. Рыночное равновесие и рыночная цена

Любая точка кривой спроса D фиксирует цену спроса и соответствующее количество товара, на который предъявляется спрос. Легко убедиться в том, что чем ниже цена спроса, тем выгоднее потребителю, он может приобрести большее количество товара. Например, низкая цена р1, даст возможность потребителю увеличить спрос и покупки товаров до Q1. Однако такая цена невыгодна фирме, поэтому фирма ограничивает свое предложение до Q2. И потребитель, и фирма не получают тех выгод, которые они могли бы получить. Потребитель не получает товаров в том количестве, которое он мог бы приобрести, а фирма не получает тех доходов, которые она могла бы иметь, производя больше товаров. Такая ситуация, когда при цене р1 спрос превышает предложение (отрезок Q1 ,Q2) называется рыночным дефицитом.

Перейти на страницу: 1 2 3

Бизнес-план предприятия и методика его обоснования
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ ...

Виды организационно-правовых форм предприятий
В последние годы Россия получает динамично развитое предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических и юридических, направленную на получение прибыли. В ...