Влияние государства на рыночное равновесие и рыночную цену

Государство нередко прибегает к установлению так называемых фиксированных цен. К числу фиксированных цен относятся, например, социальные цены. Социальные цены - это цены на некоторые товары народного потребления, жилье и т.п. Социальные цены ниже рыночных цен. По таким ценам товары оказываются более доступными для широкой массы потребителей. Однако надо учесть, что такие государственные меры нарушают рыночный механизм, поскольку фиксированные цены вытесняют рыночную цену, ограничивают взаимодействие спроса и предложения.

S

E

P*

P| D

Q2 Q* Q1

Рис. 2.5. Рыночная и социальная цена на молоко

Предположим, что государство установило социальную цену на молоко. Это значит, что социальная цена ниже рыночной цены, как это видно на рис. 2.5. cоциальная цена р' ниже рыночной цены р*, т. е. р'<р*. Социальная цена вытесняет рыночную цену. Рассмотрим, каковы могут быть последствия такого вытеснения.

. Появится дефицит молока. Поскольку цена на молоко снизилась, спрос на него возрос с (Q*) до (Q1). С другой стороны, это же снижение цены сократит предложение с (Q*) до (Q2), Дефицит молока составит (Q1 - Q2).

. Возникают очереди в магазинах, увеличиваются бесполезные затраты времени.

. Продажа молока будет осуществляться в регламентируемом количестве посредством всевозможных карточек или талонов.

. С появлением дефицита неизбежен "черный рынок", где молоко можно купить, но по высокой цене.

. Неудовлетворенный спрос порождает скрытый избыток денег (скрытую инфляцию). Возникают ситуации, когда деньги есть, а купить товар нельзя или затруднительно.

Из этого следует сделать вывод о том, что государство должно вводить социальные цены очень осторожно. Такие меры должны быть временными или осуществляться в ограниченных масштабах.

Гораздо чаще государство воздействует на рынок и его равновесие, используя налоги. Налоги не нарушают рыночный механизм, вытеснения рыночной цены не происходит. Однако уровень рыночной цены при этом изменяется, он, как правило, повышается. Рассмотрим такой налог, как налог на прибыль, взимаемый с производителей товара. Какие будут последствия на рынке молока, как это отразится на положении потребителей и производителей? Ответим на эти вопросы с помощью рис. 2.6.

S1 S

Рис. 2.6. Рыночная цена и налог

Налог на прибыль уменьшит денежную выручку производителей молока и его предложение на рынке. На рис. 2.6. кривая предложения сдвинется влево вверх и займет положение (S1). Устанавливается новое равновесие в точке (Е1) соответственно изменяются рыночная цена (р') и рыночный объем молока (Q') . Однако прежде чем установится новая рыночная цена и соответствующие ей объемы реализации молока, осуществляется процесс приспособления участников рынка к новым условиям. Реакция производителей молока выразится в том, чтобы переложить налог на потребителя, т.е. повысить цену на величину налога. Но производители этого не делают, чтобы не уменьшать количество покупателей, а, следовательно, свою денежную выручку. Они включают в новую цену (р') лишь часть налога, которая оплачивается потребителем, а другую часть они оплачивают сами. Соотношение этих двух частей зависит от ценовой эластичности спроса. Чем выше ценовая эластичность, тем большая часть налога приходится на потребителя.

В итоге следует сделать вывод о том, что налоги ограничивают стимулы производителей, а это ограничивает потребление товаров, которые выпускаются этими производителями.

Остановимся на практике государственного воздействия на сельскохозяйственный рынок через дотации и субсидии.

Дотации применяются государством тогда, когда необходимо стимулировать производство сельскохозяйственной продукции и увеличить ее предложение. Первый путь - ценовая дотация, т.е. государство устанавливает свою фиксированную цену закупок сельскохозяйственной продукции, которая выше текущей рыночной цены (рис. 2.7.)

S

P| E1

P* E D

Q* Q|

Рис. 2.7. Рыночная цена и ценовая дотации на молоко

Введение высокой закупочной цены (р' > р*) стимулирует производство молока, его предложение возрастет от (Q*) до (Q'). Государство, если оно желает оказать помощь потребителям молока, идет на продажу молока по рыночной цене и, следовательно, несет расходы (дотации). Сумма расходов государства равна произведению разницы закупочной и рыночной цен (р|-р*) на прирост предложения (Q| - Q*).

Второй путь - финансовая дотация, или увеличение денежных средств производителей молока, главным образом, за счет льготных кредитов на покупку техники, кормов и т.д. Эта мера государства даст возможность при данной рыночной цене увеличить производство и предложение молока, а также спрос на молоко, если существует недостаточное его потребление (рис. 2.8.)

Перейти на страницу: 1 2

Выбор и обоснование метода вычисления ставки дисконтирования при оценке эффективности инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли
Нефтегазовый комплекс (НГК) играет ключевую роль в экономике России и формирует около 20 % ВВП, 50 % нефтегазовых доходов в структуре федерального бюджета, 68 % валютных поступлений от экспорта нефти, газа и продуктов переработки в общем объёме экспорта, около 30 % общего объема инвестиций. ...

Государственное регулирование и саморегулирование предпринимательской деятельности в России
В настоящее время частное предпринимательство активно развивается в России. Саморегулирование и государственное регулирование предпринимательства становится одной из главных задач успешного развития экономики. Актуальность темы данной работы заключается в том, что не отработаны все механизмы ...