Общая и предельная полезность товара

Если товар имеет многоцелевое назначение, то его полезность может зависеть от субъективной оценки той потребности, которую он удовлетворяет. Один из основоположников теории предельной полезности Бём-Баверк приводит такой пример. Он рассматривает отдельное хозяйство поселенца-колониста, который располагает 5 мешками зерна. Первый мешок ему необходим, чтобы обеспечить себе минимальное пропитание и не умереть от голода; второй - чтобы жить более сытно и здоровее; третий мешок тоже идет на то, чтобы питаться, но более разнообразно, он нужен для откорма птицы и получения мяса; четвертый и пятый мешки предназначены для того, чтобы жить веселее: зерно используется для приготовления спирта и на корм попугая для развлечения. Субъективная оценка полезности каждого мешка определяется значимостью той потребности, которую он удовлетворяет. Полезность первого мешка самая большая, а пятого самая низкая.

По мере роста потребления товара (например, дневного потребления яблок от 1 до 10 штук) предельная полезность (МU) его снижается. Или, если каждый новый дополнительный товар удовлетворяет все меньшую и меньшую по значимости потребность, предельная полезность его снижается (например, мешки зерна поселенца, удовлетворяющие по своей значимости различные потребности). Что касается общей полезности товара (Рис.3.3.) то TU растет, но все с меньшим и меньшим приращением, поскольку MU снижается.

. Кардиналистская теория делает два вывода. Первый вывод состоит в том, что субъективные оценки полезности товара лежат в основе их рыночных оценок, или цен спроса. Цена спроса, или цена, которую дает покупатель товару, базируется на основе субъективных его выводов и обобщений. И второй, главный вывод. Ценообразующим фактором является не общая полезность, а предельная полезность товара. Это значит, что субъективная оценка предельной полезности товара распространяется на все купленные товары. Так, например, субъективная оценка пятого яблока становится оценкой для каждого из пяти купленных яблок. Итак, чем больше покупок товара, выше уровень его потребления, тем меньшую цену склонен дать покупатель этому товару.

. Исходя из главного вывода, можно утверждать, что теоретическим доказательством отрицательного характера кривой спроса является снижение предельной полезности, Действительно, установленная на основе эмпирических данных кривая спроса тесно коррелируется с выясненной закономерностью снижения предельной полезности товара по мере увеличения его покупок и потребления.

. Теория предельной полезности позволяет решить некоторые противоречия экономической жизни. Одно из них называется парадоксом А. Смита. Суть его состоит в следующем: почему вода, которая настолько необходима, что без нее невозможна жизнь, имеет низкую цену, в то время как алмазы, которые во времена А. Смита нужны были лишь для украшений, имеют очень высокую цену? Парадокс объясняется тем, что предельная полезность воды меньше предельной полезности алмазов, т.е. каждая дополнительная порция воды, в нормальных условиях, обходится дешевле, чем каждая дополнительна порция алмазов.

Теория предельной полезности объясняет дополнительную выгоду покупателя. Эта дополнительная выгода есть не что иное как экономия на суммарной полезности товара. Рассмотрим тот же пример с яблоками. Допустим, цена первого яблока 5 руб.; цена второго яблока ниже-4руб. 80 коп., так как предельная полезность его снижается; цена третьего яблока 4 руб. 50 коп., цена четвертого 4,00 руб. Подсчитаем экономию на суммарной полезности покупаемых товаров, полагая, что все покупаемые яблоки приобретаются по цене, определяемой предельной полезностью. Цена покупок двух яблок будет равна 4,80·2 = 9,60 руб. Если бы покупка совершалась по предшествующей цене яблока, то она равнялась бы 5,00 . 2 = 1О руб. Экономия, или выгода покупателя равна 40 коп. Цена покупок трех яблок будет равна 4,50·3 = 13,50руб. Если бы покупка совершалась по предшествующей 'цене яблока, то она равнялась бы 4,80·3= 14,40 руб. Экономия равна 90 коп. В последнем случае она равна:

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Валовой национальный (внутренний) продукт его измерение, структура и распределение
Показатель ВВП очень важен для экономики в целом. Он используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и так далее. Очень часто этот показатель используется в сочетании с другими п ...

Бизнес-план предприятия и методика его обоснования
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ ...