Кривые безразличия и бюджет потребителя

Современная теория полезности, которая называется ординалистской, по существу, воспринимает главные моменты и конечные выводы кардиналистской концепции. Отличительные особенности её состоят в том, что она дает иное обоснование субъективных оценок полезности и привносит в анализ ряд важнейших факторов хозяйственной жизни, оказывающих влияние на потребительское поведение, прежде всего таких, как сложившиеся рыночные цены на товары и бюджет потребителя.

Выделим и рассмотрим основные положения ординалистского подхода в анализе полезности потребительских товаров:

. Субъективная оценка полезности не обязательно должна исходить из какого-то единого и сопоставимого показателя полезности, тем более что он до сих пор не определен и вряд ли будет найден. Для того чтобы покупатель ощущал и улавливал различия в полезности товаров, достаточно относительных оценок. Они базируются на предпочтениях, которые покупатель отдает тому или иному товару. Исходя из предпочтений, покупатель ранжирует, ставит на соответствующие места товары и определяет их ценность по отношению друг к другу.

. Потребительское поведение исследуется с помощью набора товаров. Простейший набор состоит из двух товаров (например, А и В). В набор включаются нормальные товары. Полезность рассматривается по отношению ко всему данному набору. При этом полезность данного набора остается неизменной. Что же касается отдельных товаров А и В, входящих в набор, то их частная полезность определяется личными предпочтениями покупателя, так что комбинация товаров А и В может быть различной, однако их общая полезность, полезность всего набора, остается неизменной. Данный набор вместе с тем характеризует уровень потребления. Представим в виде таблицы набор товаров А и В, а также их комбинации.

Таблица 3.2.

Набор и комбинации товаров А и В

Набор товаров А и В с различными комбинациями, но одинаковой полезностью (альтернативы)

Товар А, ед.

Товар В, ед.

Ι ΙΙ ΙΙΙ ΙV

1 2 3 4

6 3 2 1,5

Любая комбинация товаров А и В не изменяет полезности всего набора. В рамках же набора на основе личных предпочтений комбинации различны, например в первом варианте покупатель отдает предпочтение покупкам товара В, в четвертом - товара А.

Данные табл. 3.2 используем для построения кривой безразличия рис. 3.4.

A

(единиц)

IV

III

II

I U

(единиц)

1 2 3 4 5 6

Рис. 3.4. Кривая безразличия

Кривая U - кривая безразличия. Любая комбинация товаров А и В безразлична покупателю, так как полезность набора товаров А и В одинакова. Набор товаров А и В с различными их комбинациями фиксирует определенный уровень потребления покупателя.

.Если внимательно проанализировать данные табл. 3.2. и кривую безразличия (U), то легко убедиться в том, что предельная полезность и товара А и товара В, входящих в набор, по мере роста их потребления снижается. Предельная полезность товара А выражается относительно через количество товара В, а предельная полезность товара В - относительно через количество товара А. Такое измерение предельной полезности товара называется предельной нормой его замещения. Так, например, предельная норма замещения одной единицы товара А снижается от перехода набора в варианте Ι к набору в варианте IV, где наблюдается рост потребления товара А. Предельная норма замещения товара А товаром В при переходе от варианта Ι к варианту II равна 3, т.е., если потребитель хочет иметь дополнительную вторую единицу товара А, то он должен отдать три единицы В (на рис.3.4. указано стрелками). Если он хочет иметь дополнительную вторую, а затем третью единицу товара А, то предельная норма замещения будет равна соответственно 1;0,5. Предельная полезность товара А, выраженная в количествах товара В, на которые он замещается, снижается по мере того, как увеличивается на каждую единицу его потребление.

Перейти на страницу: 1 2 3

Безработица и её типы. Проблемы безработицы в России
Одним из проявлений макроэкономической нестабильности и ведущей проблемой экономического развития выступает безработица. В настоящее время безработица представляет собой важную макроэкономическую проблему, оказывающую влияние на все сферы общественной жизни. От масштабов безработицы зависят ос ...

Версия рыночного равновесия А. Маршалла
Английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) является автором огромного труда «Принципы экономической науки» (по-другому назван, «Принципы политической экономии»). Этот человек ввел понятие «экономика», и объяснил, как он понимает предмет экономической науки. Он считал, что термин « экон ...