Кривые безразличия и бюджет потребителя

Современная теория полезности, которая называется ординалистской, по существу, воспринимает главные моменты и конечные выводы кардиналистской концепции. Отличительные особенности её состоят в том, что она дает иное обоснование субъективных оценок полезности и привносит в анализ ряд важнейших факторов хозяйственной жизни, оказывающих влияние на потребительское поведение, прежде всего таких, как сложившиеся рыночные цены на товары и бюджет потребителя.

Выделим и рассмотрим основные положения ординалистского подхода в анализе полезности потребительских товаров:

. Субъективная оценка полезности не обязательно должна исходить из какого-то единого и сопоставимого показателя полезности, тем более что он до сих пор не определен и вряд ли будет найден. Для того чтобы покупатель ощущал и улавливал различия в полезности товаров, достаточно относительных оценок. Они базируются на предпочтениях, которые покупатель отдает тому или иному товару. Исходя из предпочтений, покупатель ранжирует, ставит на соответствующие места товары и определяет их ценность по отношению друг к другу.

. Потребительское поведение исследуется с помощью набора товаров. Простейший набор состоит из двух товаров (например, А и В). В набор включаются нормальные товары. Полезность рассматривается по отношению ко всему данному набору. При этом полезность данного набора остается неизменной. Что же касается отдельных товаров А и В, входящих в набор, то их частная полезность определяется личными предпочтениями покупателя, так что комбинация товаров А и В может быть различной, однако их общая полезность, полезность всего набора, остается неизменной. Данный набор вместе с тем характеризует уровень потребления. Представим в виде таблицы набор товаров А и В, а также их комбинации.

Таблица 3.2.

Набор и комбинации товаров А и В

Набор товаров А и В с различными комбинациями, но одинаковой полезностью (альтернативы)

Товар А, ед.

Товар В, ед.

Ι ΙΙ ΙΙΙ ΙV

1 2 3 4

6 3 2 1,5

Любая комбинация товаров А и В не изменяет полезности всего набора. В рамках же набора на основе личных предпочтений комбинации различны, например в первом варианте покупатель отдает предпочтение покупкам товара В, в четвертом - товара А.

Данные табл. 3.2 используем для построения кривой безразличия рис. 3.4.

A

(единиц)

IV

III

II

I U

(единиц)

1 2 3 4 5 6

Рис. 3.4. Кривая безразличия

Кривая U - кривая безразличия. Любая комбинация товаров А и В безразлична покупателю, так как полезность набора товаров А и В одинакова. Набор товаров А и В с различными их комбинациями фиксирует определенный уровень потребления покупателя.

.Если внимательно проанализировать данные табл. 3.2. и кривую безразличия (U), то легко убедиться в том, что предельная полезность и товара А и товара В, входящих в набор, по мере роста их потребления снижается. Предельная полезность товара А выражается относительно через количество товара В, а предельная полезность товара В - относительно через количество товара А. Такое измерение предельной полезности товара называется предельной нормой его замещения. Так, например, предельная норма замещения одной единицы товара А снижается от перехода набора в варианте Ι к набору в варианте IV, где наблюдается рост потребления товара А. Предельная норма замещения товара А товаром В при переходе от варианта Ι к варианту II равна 3, т.е., если потребитель хочет иметь дополнительную вторую единицу товара А, то он должен отдать три единицы В (на рис.3.4. указано стрелками). Если он хочет иметь дополнительную вторую, а затем третью единицу товара А, то предельная норма замещения будет равна соответственно 1;0,5. Предельная полезность товара А, выраженная в количествах товара В, на которые он замещается, снижается по мере того, как увеличивается на каждую единицу его потребление.

Перейти на страницу: 1 2 3

Виды стоимости, принципы её оценки
ВИДЫ СТОИМОСТИ, ПРИНЦИПЫ И ПРОЦЕДУРЫ ЕЕ ОЦЕНКИ ...

Экономическая сущность себестоимости продукции предприятия
В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку управлению предприятия необходимо постоянно проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда технико-экономичес ...