Организация производственной деятельности. Фирма

В этой и последующих двух главах рассматриваются процесс производства и сфера предложения товаров. Главным действующим лицом тут является фирма, она производит товары и предлагает их покупателям. Произведенные товары могут быть как потребительского назначения (хлеб, одежда, обувь и др.), так и производственного назначения (машины, оборудование, сырье и др.). В первом случае фирма участвует на рынке потребительских товаров, а втором случае - на рынке инвестиционных товаров.

Деятельность фирмы - объект теоретических исследований. Рассмотрим наиболее распространенные сейчас теории фирмы.

С позиций неоклассической теории фирма выступает как производственная ячейка, как структурное звено общественного хозяйства. Фирма, с одной стороны, представляет собой определенный комплекс труда, капитала и земли, с другой - она занимает согласно общественному разделению труда особое место, выпуская особые товары. По выпуску товаров различают промышленные, сельскохозяйственные и другие фирмы. Среди промышленных фирм есть фирмы, которые выпускают различные промышленные изделия, есть сельскохозяйственные фирмы, которые специализируются на производстве зерна, молока и т.д.

Согласно неоклассической теории, рынок является жизненной средой фирмы. Рынок задает основные параметры и целевую функцию деятельности фирмы. Фирма каждый раз согласует свою деятельность с внешними рыночными факторами: спросом, предложением, ценами и конкуренцией. Рыночные сигналы, основанные на соотношении спроса и предложения, ценовой информации, состоянии конкурентной борьбы служат исходной базой для организации деятельности фирмы, которая согласует с ней свои возможности.

В своем поведении и принятии решений фирма руководствуется принципом рациональности, или получением максимальной выгоды от производства товаров в сложившихся рыночных условиях. Свою выгоду фирма стремится реализовать в прибыли. Прибыль - главная цель и мотив поведения фирмы. Рынок и конкуренция, однако, требуют от фирмы не просто получения прибыли, а получения максимальной прибыли. Максимальная прибыль дает фирме больше преимуществ для развития и процветания.

Есть и другие взгляды на поведение и мотивацию фирмы. Некоторые экономисты считают, что существует целая группа показателей-индикаторов, которые определяют деятельность фирмы. Кроме прибыли к ним относятся объем продаж, доля рынка, конкурентоспособность товаров и др. Не отрицая значения отмеченных показателей, отметим, что они играют подчиненную роль и отражают лишь отдельные, хотя и важные стороны деятельности фирмы.

Есть еще такой взгляд на проблему поведения фирмы: фирма стремится не к максимальной прибыли, а к достаточной, удовлетворительной прибыли или к той прибыли, которая складывается под воздействием привычек, традиций, рутинного образа действий. С этим подходом нельзя согласиться, хотя для отдельных фирм такое поведение вполне приемлемо. Оно объяснимо, когда конкуренция заставляет слабые фирмы приспосабливаться к действиям сильных фирм.

В настоящем курсе экономической теории фирма рассматривается, прежде всего, как производственная единица рыночной организации. Это значит, что фирма в условиях рынка стремится к альтернативному выбору ресурсов и технологии, обеспечивающих такой выпуск товаров, которые дают максимальную прибыль.

Говоря о фирме, надо иметь в виду, что ее деятельность базируется на частной собственности, которая определяет присвоение и распределение конечных результатов работы фирмы, т.е. ее дохода. Если рассматривать только частную собственность, то фирмы различаются по таким формам частной собственности, как единоличная, совместная собственность отдельных лиц, акционерная. Фирмы, основанные на единоличной собственности, а также многие фирмы, основанные на совместной собственности типа товариществ и партнерств, относятся к фирмам с неограниченной ответственностью, т.е. организаторы этих фирм несут полную ответственность за результаты деятельности фирмы. Фирмы, основанные на акционерной собственности, называются корпорациями. Корпорации создаются по типу акционерных обществ, в которых формально все акционеры участвуют в хозяйственных делах фирмы. Организаторы корпорации несут ограниченную ответственность за результаты ее деятельности, т.е. прибыль как и убытки, распределяются соответственно доле внесенных в корпорацию средств акционерами. Корпорации играют ведущую роль в рыночной экономике. Их число по сравнению с единоличными хозяйствами и товариществами невелико, но они занимают главное место в производстве товаров и услуг.

В составе действующих фирм выделяют фирмы мелкие, средние и крупные. Классификация фирм производится с помощью показателей (количество работников, размеры активов, годовой оборот). В большинстве случаев мелкие фирмы базируются на единоличной собственности, а крупные фирмы организуются как корпорации. В современной рыночной экономике сложилось многообразие организационных форм хозяйственной деятельности. Рыночная экономика - смешанная экономика, своего рода симбиоз фирм по размерам производства (мелкие, средние, крупные) и различных фирм по формам собственности (фирмы с единоличной собственностью, товарищества, корпорации).

Перейти на страницу: 1 2

Демографическая ситуация в Самарской области анализ и перспективы
В последнее десятилетие демографические процессы, происходящие в нашем государстве, имеют ярко выраженный негативный характер. Низкая рождаемость в сочетании с высокой смертностью привели к эффекту депопуляции, а также к явлению, получившему название «русский крест». Это выражается в естестве ...

Экономические расчеты систем водоснабжения
- Номер варианта: 4. - Район строительства: Калужская обл. - Средний расход воды - 20 000 м3/сут. Доза реагента: хлора - 6,5 мг/л; сернокислого алюминия - 30 мг/л. Водоприемник. Водоприемные колодцы. Насосная станция первого подъема: при поверхностном источнике заглу ...