Совершенная и несовершенная конкуренция. Конкурентные структуры

В рыночном хозяйстве функционирует множество конкурирующих фирм. Конкуренция оказывает влияние на поведение каждой фирмы. При принятии решений фирма учитывает не только факторы, зависящие от нее самой, или факторы внутреннего свойства, которые выражаются в издержках производства. На принятие решений фирмы влияют также внешние факторы - факторы рыночной среды и конкуренции.

Конкуренция - способ взаимодействия фирм, который постоянно подводит их к столкновению, к борьбе. Основой противоборства фирм, их конкурентной борьбы является частная собственность и стремление фирм реализовать свой частный интерес, прежде всего, получить максимальную прибыль. Результатами конкуренции могут быть либо процветание и развитие фирмы, либо ее угасание и банкротство.

Конкуренция осуществляется в различных видах.

Первый вид конкуренции - ценовая конкуренция. Успех фирмы в борьбе определяют более низкие цены на товары по сравнению с ценами фирм-конкурентов. Это дает возможность ей расширить рынок сбыта товаров и увеличить доходность. В дальнейшем анализе именно этот вид конкуренции и будет по преимуществу рассматриваться.

Второй вид конкуренции - неценовая конкуренция. Этот вид конкуренции получил развитие вместе с распространением маркетинга. Маркетинг широко использует рекламу, товарные знаки и марки, специфические формы обслуживания покупателей и другие средства, с помощью которых можно оказать воздействие на реализацию товаров, денежную выручку и прибыль.

Встречается конкуренция, которую можно назвать неэкономической конкуренцией, в арсенале средств которой - взятки государственным чиновникам, промышленный шпионаж, рэкет.

Экономическая теория конструирует две модели конкуренции - совершенную и несовершенную конкуренцию.

Модель совершенной конкуренции имеет особое содержание и обладает рядом признаков. Она определяет конкуренцию как созидающую и эффективную силу. Благодаря этой конкуренции фирмы стремятся достигнуть своей цели посредством производительного использования ресурсов, увеличения производства товаров, снижения издержек и цен. Фирмы, которые не делают этого, отстают в конкурентной борьбе, становятся убыточными и могут впоследствии исчезнуть.

Совершенная конкуренция характеризуется следующими при-

знаками:

) фирмы выпускают стандартную, аналогичную продукцию (например, зерно, металл и т.д.)

) нет препятствий для организации фирм и перехода их из одной отрасли в другую;

) отсутствие неэкономической конкуренции;

) возможность и доступность информации.

Указанные признаки формируют процесс свободного функционирования рыночного механизма спроса, предложения и цены. Цена формируется на основе взаимодействия спроса и предложения. Цена задается рынком, фирма выступает в роли ценополучателя. Ни одна из фирм в отдельности не может повлиять на соотношение спроса и предложения на рынке, а, следовательно, и на цену. Рынок совершенной конкуренции называется конкурентным рынком, а фирма, действующая на нем, - конкурентной фирмой.

Модель несовершенной конкуренции менее абстрактна и довольно проста, так как она считает, что нарушение одного-двух признаков или всех признаков совершенной конкуренции делает её несовершенной. Главные компоненты или составляющие, которые вызывают несовершенства в конкуренции, - монополизм и монопольная цена.

Монополизм проявляет себя в том, что конкуренция позволяет фирме или группе фирм использовать преимущества монополии. Преимущества монополии проистекают из того, что фирмы могут производить и продавать на рынке значительную долю продукции в отрасли и, таким образом, влиять на рыночный спрос и предложение (производственная монополия). Преимущества монополии могут быть связаны также с особенностями и отличительными свойствами товара, которые предлагаются фирмами потребителям. Это обстоятельство тоже оказывает влияние на рынок и конкуренцию (монополия дифференцированного товара).

В результате монополизм приводит к тому, что фирмы могут установить свои цены, или монопольные цены, которые позволяют им получать максимальную прибыль. При несовершенной конкуренции фирмы выступают в роли ценопроизводителей.

В реальной хозяйственной жизни совершенная конкуренция имеет очень маленькую область распространения (рынок товаров фермерских хозяйств, товарные биржи). Модель совершенной конкуренции - скорее идеальная модель, которая, тем не менее, позволяет делать практические выводы. Чем ближе экономика к совершенной конкуренции, тем больше это приносит выгоду обществу, лучше используются имеющиеся ресурсы, что способствует росту производства товаров и их качества. С другой стороны, несовершенство конкуренции, которое обнаруживает себя в монополизме и монопольных ценах, может породить и порождает задержку в развитии производительных сил и стагнацию национальной экономики.

Перейти на страницу: 1 2

Выбор роботизированного либо гибкого автоматизированного производства на основе расчета календарно-плановых нормативов
Цель данного курсового проекта: произвести выбор роботизированного (режим работы 2-хсменный) либо гибкого автоматизированного производства (режим работы 3-хсменный) на основе расчёта календарно-плановых нормативов. Задача курсовой работы: определение эффективности. Для этого в процессе выпол ...

Экономическая мысль Средневековья. Развитие экономических идей схоластики
В конце V в. н. э. германские племена захватывают Рим, Римская империя перестает существовать, и на ее развалинах формируется целый ряд так называемых варварских государств (королевства франков, вестготов, бургундов и др.). Рабство постепенно ликвидируется, и начинают формироваться новые феода ...