Совершенная и несовершенная конкуренция. Конкурентные структуры

Совершенная и несовершенная конкуренция образуют конкурентные структуры рынка. Конкурентные структуры можно охарактеризовать более подробно, используя при этом признаки совершенной и несовершенной конкуренции. В сфере мелкого и среднего бизнеса, как правило, складываются такие типы конкурентных структур, как рынок чистой конкуренции и рынок монополистической конкуренции.

Рынок чистой конкуренции включает в себя сотни и тысячи мелких и средних фирм, выпускающих взаимозаменяемую стандартную продукцию, например рынок фермерских хозяйств в тех странах, где они получили развитие. Этот рынок - широкое поле конкурирующих фирм. Он ближе всего характеризуется признаками совершенной конкуренции.

Рынок монополистической конкуренции - это рынок, в котором фирмы конкурируют на основе монополии дифференцированного товара. Эта монополия носит более или менее устойчивый характер и исчезает, как только другие фирмы пожелают выпускать дифференцированные товары, например, перейдут на выпуск марочных товаров, улучшат их дизайн, упаковку, будут использовать рекламу. Здесь также как правило, действует множество мелких и средних фирм. Конкуренция, которую они ведут, можно считать совершенной конкуренцией с учетом, конечно, относительно слабых ограничений, вызванных монополией дифференцированного товара.

Таким образом, для мелкого и среднего бизнеса характерен рынок чистой и монополистической конкуренции, их конкуренция близка к совершенной. Она выступает как мощная и эффективная сила, способная быстро преодолеть кризисную ситуацию в стране, а также создать прочную экономическую базу для развития.

В сфере крупного бизнеса складываются такие типы конкурентных структур, как рынок олигополии и рынок чистой монополии. Эти конкурентные рынки отличаются высокой степенью монополизации, большой рыночной властью фирм - монополистов. Фирмы-монополисты в конкурентной борьбе опираются на свои подавляющие преимущества в области производства и реализации товаров и используют такое средство в конкурентной борьбе, как монопольная цена.

Рынок олигополии - это рынок, в котором несколько крупных фирм отдельно или путем соглашений между собой установили рыночную власть и контролируют рыночные цены. Типичный пример: в CШA рынок легковых автомобилей практически весь поделен между тремя-четырьмя крупными гигантами-корпорациями. В России олигополистами являются такие крупные нефтяные компании, как "Сибнефть ", "Лукойл". Олигополисты могут использовать также средства борьбы, которые характерны для рынка дифференцированного товара. Так, например, выпуск легковых автомобилей может отличаться большим многообразием по маркам, классам, дизайну и т.д.

Рынок чистой монополии - очень редкий рынок. На нем представлен единственный производитель и продавец. Одна фирма представляет собой всю отрасль. Она производит товары, у которых нет заменителей. Степень монополизации рынка самая высокая и доходит до 100%, а блокирование конкурирующих фирм настолько сильное, что они не могут проникнуть в отрасль в течение длительного времени. Рынок чистой монополии - самый несовершенный рынок.

Перейти на страницу: 1 2 

Экономическая сущность себестоимости продукции предприятия
В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку управлению предприятия необходимо постоянно проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда технико-экономичес ...

Экономическая роль профсоюзов мировой и российский опыт
Моя работа посвящена изучению экономической роли одного из важнейших факторов рынка рабочей силы - профсоюзному движению. Деятельность профсоюзов существенно связана с такими фундаментальными сферами жизни общества, как социальная сфера и производство. Хотя бы, поэтому эта тема должна быть все ...