Производство и цены в условиях совершенной конкуренции

Фирма будет увеличивать свой выпуск до тех пор, пока (MR) >(МС), т.е. каждая дополнительная единица товара, будет приносить ей прибыль. Как только (МR) = (МС), фирма прекращает увеличение выпуска. Однако это не определяет оптимальные размеры всего выпуска. Равенство (MR) = (MC) только лишь диктует фирме решение не увеличивать выпуск, но не говорит о том, что достигнутые при этом объемы выпуска являются оптимальными. Чтобы определить оптимальный выпуск, используют значения средних издержек (АТС).

Рассмотрим способ предельных величин на рис. 6.2.

MR МС

АТС

Ер MR

(цена)

Q

Q* (выпуск продукции)

Рис. 6.2. Предельный доход, предельные, средние издержки и выпуск конкурентной фирмы

Предельный доход (MR) определяется ценой товара (p), которая в условиях совершенной конкуренции стабильна. Поэтому кривая (MR) представлена прямой линией. Кривые (MC) и (АТС) рассмотрены ранее.

Отрезок кривой (MC) до точки (Е) свидетельствует о том, что (MR > MC). Поэтому фирма имеет основание увеличивать выпуск до (Q*), поскольку каждое приращение выпуска увеличивает прибыль. В дальнейшем (за точкой (Е) это приращение связано с убытком MR < МС. Однако, чтобы определить оптимальный выпуск, надо использовать средние издержки ( АТС). Это значит, что на рис.6.2. кривая (АТС) в точке минимума проходит через точку (E), т.е. Р - АТС = О. Таким образом, точка Е определяет оптимальный выпуск (Q*) и равновесие фирмы. Фирма максимизирует прибыль при двух условиях: MR = MC и P = ATC, получает нормальную прибыль.

Если (ATC) располагается выше уровня цены (р)и р > АТС, то фирма получает положительную экономическую прибыль или избыточную прибыль, что очень выгодно. Однако такая прибыль в условиях совершенной конкуренции - временное явление. Чаще всего она возникает в тех фирмах, которые используют технические новшества. Но как только технические новшества станут достоянием других фирм, положительная экономическая прибыль исчезает.

Если кривая (АТС) располагается выше уровня цены р и р <ATC, то фирма не получает нормальную прибыль, а экономическая прибыль будет отрицательная. Перед фирмой станет вопрос о прекращении деятельности, поскольку она будет нести убытки. Однако, фирма может минимизировать убытки при условии, что цена будет превышать средние переменные издержки, т.е. p>AVC.

Рассматривая краткосрочный период, мы исходили из того, что отдельная фирма не оказывает влияния на уровень цены (р). В долгосрочном периоде обнаруживается влияние всех фирм, т.е. в отраслевом масштабе, на общий выпуск и цену товара. Если в долгосрочном периоде установится новая рыночная цена, то это приводит к изменению числа работающих в отрасли фирм. Повышение рыночной цены в перспективе приведет к тому, что при прочих равных условиях возрастет выгодность производства продукта, так как увеличится разница между (р) и (ATC) Число фирм, желающих более выгодно работать, увеличится. Понижение рыночной цены, наоборот, снизит выгодность производства товара, уменьшит разницу между (р) и (ATC), сократит число фирм в отрасли.

Перейти на страницу: 1 2 

Государственное регулирование оплаты труда
Оплата труда служит важным элементом экономической системы, проявляющимся на различных уровнях. Так, преобладающая мотивация определяется оплатой труда на уровне индивидуальных участников рыночных отношений. Здесь особое значение имеет государственное регулирование основ оплаты труда, связанны ...

Экономическая деятельность туристического предприятия
Исследование проблем развития и организации деятельности туристского предприятия и индустрии туризма в целом актуально по той причине, что туризм является одним из наиболее динамичных социально-экономических явлений современного мира. За стремительные темпы роста и масштабы влияния на уровень ...