Производство и цены в условиях совершенной конкуренции

Фирма будет увеличивать свой выпуск до тех пор, пока (MR) >(МС), т.е. каждая дополнительная единица товара, будет приносить ей прибыль. Как только (МR) = (МС), фирма прекращает увеличение выпуска. Однако это не определяет оптимальные размеры всего выпуска. Равенство (MR) = (MC) только лишь диктует фирме решение не увеличивать выпуск, но не говорит о том, что достигнутые при этом объемы выпуска являются оптимальными. Чтобы определить оптимальный выпуск, используют значения средних издержек (АТС).

Рассмотрим способ предельных величин на рис. 6.2.

MR МС

АТС

Ер MR

(цена)

Q

Q* (выпуск продукции)

Рис. 6.2. Предельный доход, предельные, средние издержки и выпуск конкурентной фирмы

Предельный доход (MR) определяется ценой товара (p), которая в условиях совершенной конкуренции стабильна. Поэтому кривая (MR) представлена прямой линией. Кривые (MC) и (АТС) рассмотрены ранее.

Отрезок кривой (MC) до точки (Е) свидетельствует о том, что (MR > MC). Поэтому фирма имеет основание увеличивать выпуск до (Q*), поскольку каждое приращение выпуска увеличивает прибыль. В дальнейшем (за точкой (Е) это приращение связано с убытком MR < МС. Однако, чтобы определить оптимальный выпуск, надо использовать средние издержки ( АТС). Это значит, что на рис.6.2. кривая (АТС) в точке минимума проходит через точку (E), т.е. Р - АТС = О. Таким образом, точка Е определяет оптимальный выпуск (Q*) и равновесие фирмы. Фирма максимизирует прибыль при двух условиях: MR = MC и P = ATC, получает нормальную прибыль.

Если (ATC) располагается выше уровня цены (р)и р > АТС, то фирма получает положительную экономическую прибыль или избыточную прибыль, что очень выгодно. Однако такая прибыль в условиях совершенной конкуренции - временное явление. Чаще всего она возникает в тех фирмах, которые используют технические новшества. Но как только технические новшества станут достоянием других фирм, положительная экономическая прибыль исчезает.

Если кривая (АТС) располагается выше уровня цены р и р <ATC, то фирма не получает нормальную прибыль, а экономическая прибыль будет отрицательная. Перед фирмой станет вопрос о прекращении деятельности, поскольку она будет нести убытки. Однако, фирма может минимизировать убытки при условии, что цена будет превышать средние переменные издержки, т.е. p>AVC.

Рассматривая краткосрочный период, мы исходили из того, что отдельная фирма не оказывает влияния на уровень цены (р). В долгосрочном периоде обнаруживается влияние всех фирм, т.е. в отраслевом масштабе, на общий выпуск и цену товара. Если в долгосрочном периоде установится новая рыночная цена, то это приводит к изменению числа работающих в отрасли фирм. Повышение рыночной цены в перспективе приведет к тому, что при прочих равных условиях возрастет выгодность производства продукта, так как увеличится разница между (р) и (ATC) Число фирм, желающих более выгодно работать, увеличится. Понижение рыночной цены, наоборот, снизит выгодность производства товара, уменьшит разницу между (р) и (ATC), сократит число фирм в отрасли.

Перейти на страницу: 1 2 

Государственный бюджет и проблема бюджетного дефицита
Формированию государственных бюджетов предшествовали денежные отношения, они в свою очередь подразделялись как эквивалентные и неэквивалентные. Выделяется особая группа денежных отношений, для которой характерным является преимущественно неэквивалентное движение денег. Именно эта группа денежны ...

Внешнеэкономическая стратегия стран Европейского Союза
Европейский союз объединяет 27 стран, является крайне влиятельным участником мирового сообщества. В настоящий момент Европейский Союз - один из основных и наиболее развитых центров мира, крайне влиятельный участник мирового сообщества. ЕС сегодня является крупнейшей мировой торговой державой, ...