Производство и цены в условиях совершенной конкуренции

Фирма будет увеличивать свой выпуск до тех пор, пока (MR) >(МС), т.е. каждая дополнительная единица товара, будет приносить ей прибыль. Как только (МR) = (МС), фирма прекращает увеличение выпуска. Однако это не определяет оптимальные размеры всего выпуска. Равенство (MR) = (MC) только лишь диктует фирме решение не увеличивать выпуск, но не говорит о том, что достигнутые при этом объемы выпуска являются оптимальными. Чтобы определить оптимальный выпуск, используют значения средних издержек (АТС).

Рассмотрим способ предельных величин на рис. 6.2.

MR МС

АТС

Ер MR

(цена)

Q

Q* (выпуск продукции)

Рис. 6.2. Предельный доход, предельные, средние издержки и выпуск конкурентной фирмы

Предельный доход (MR) определяется ценой товара (p), которая в условиях совершенной конкуренции стабильна. Поэтому кривая (MR) представлена прямой линией. Кривые (MC) и (АТС) рассмотрены ранее.

Отрезок кривой (MC) до точки (Е) свидетельствует о том, что (MR > MC). Поэтому фирма имеет основание увеличивать выпуск до (Q*), поскольку каждое приращение выпуска увеличивает прибыль. В дальнейшем (за точкой (Е) это приращение связано с убытком MR < МС. Однако, чтобы определить оптимальный выпуск, надо использовать средние издержки ( АТС). Это значит, что на рис.6.2. кривая (АТС) в точке минимума проходит через точку (E), т.е. Р - АТС = О. Таким образом, точка Е определяет оптимальный выпуск (Q*) и равновесие фирмы. Фирма максимизирует прибыль при двух условиях: MR = MC и P = ATC, получает нормальную прибыль.

Если (ATC) располагается выше уровня цены (р)и р > АТС, то фирма получает положительную экономическую прибыль или избыточную прибыль, что очень выгодно. Однако такая прибыль в условиях совершенной конкуренции - временное явление. Чаще всего она возникает в тех фирмах, которые используют технические новшества. Но как только технические новшества станут достоянием других фирм, положительная экономическая прибыль исчезает.

Если кривая (АТС) располагается выше уровня цены р и р <ATC, то фирма не получает нормальную прибыль, а экономическая прибыль будет отрицательная. Перед фирмой станет вопрос о прекращении деятельности, поскольку она будет нести убытки. Однако, фирма может минимизировать убытки при условии, что цена будет превышать средние переменные издержки, т.е. p>AVC.

Рассматривая краткосрочный период, мы исходили из того, что отдельная фирма не оказывает влияния на уровень цены (р). В долгосрочном периоде обнаруживается влияние всех фирм, т.е. в отраслевом масштабе, на общий выпуск и цену товара. Если в долгосрочном периоде установится новая рыночная цена, то это приводит к изменению числа работающих в отрасли фирм. Повышение рыночной цены в перспективе приведет к тому, что при прочих равных условиях возрастет выгодность производства продукта, так как увеличится разница между (р) и (ATC) Число фирм, желающих более выгодно работать, увеличится. Понижение рыночной цены, наоборот, снизит выгодность производства товара, уменьшит разницу между (р) и (ATC), сократит число фирм в отрасли.

Перейти на страницу: 1 2 

Безработица и её влияние на экономику
Право граждан на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве является гарантией права на труд. Право на содействие обеспечению занятости состоит из прав: на трудоустройство; на бесплатную профессиональную подготовку, переобучение, в том числе по направлению органов службы занятости; н ...

Государственный бюджет. Способы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь
Государством в процессе своего функционирования осуществляется политическая деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектами этой деятельности является экономика в целом, а также ее отдельные составные элементы, такие как цена, финансы, кредит, денежное и бюджетное отношение, разл ...