Производство и цены в условиях несовершенной конкуренции

Рассмотрим крайнюю форму несовершенной конкурентной борьбы - чистую монополию, единственную фирму-монополиста. Здесь также применимы два способа определения оптимального выпуска и равновесия фирмы-монополиста. Прибегнем сначала к первому способу - способу валовых величин.

Фирма-монополист способна оказать влияние на спрос и цену товара. Ее денежная выручка может расти как за счет изменения спроса и выпуска товара, так и за счет изменения цены товара. Рассмотрим данные табл. 6.1. разберемся в том, как это получается (первые три колонки).

Таблица 6.1.

Выпуск товара, цена, денежная выручка и предельный доход фирмы-монополиста

Выпуск товара Q, ед.

Цена товара р, руб.

Денежная выручка TR(p*Q), руб.

Предельный доход MR, руб.

1 2 3 4 5 6 7 8

16 14 12 10 8 6 4 2

16 28 36 40 40 36 28 16

- 12 8 4 0 -4 -8 -12

Управляя выпуском от 1 до 8 ед. и, таким образом, воздействуя на спрос, а также ценой от 16 руб. за единицу товара до 2 руб., фирма-монополист может подобрать такой вариант, который принесет ей наибольшую денежную выручку. Это варианты с выпуском Q (4 и 5 ед.) и ценой (10 и 8 руб.), денежная выручка при этих вариантах равна 40 руб. Для достижения своей цели фирма-монополист использует свойство эластичности рынка, т.е. снижает цену товара до тех пор, пока растет денежная выручка.а рис. 6.3. кривая денежной выручки фирмы-монополиста будет выглядеть следующим образом:

-

-

-

- TR

1 2 3 4 5 6 7 8 Q

(выпуск продукции)

Рис.6.3. Денежная выручка фирмы-монополиста (TR) - денежная выручка, руб., (Q) - выпуск товара, ед.

Выпуск товара больше 5 ед. уменьшает денежную выручку фирмы-монополиста, так как рынок становится неэластичным. В условиях неэластичного рынка фирма-монополист прибегает к обратному приему - повышает цену и сдерживает выпуск.

Если наложить на кривую денежной выручки (TR) кривую валовых издержек (ТС), то задача нахождения оптимального выпуска и равновесия фирмы-монополиста решается так же, как и для конкурентной фирмы (рис.6.4.).

TR F a TC2

Q1 Q* Q2 Q

Рис. 6.4. Денежная выручка , валовые издержки и выпуск фирмы-монополиста

Первая область выпуска до (Q1)- область, в которой фирма, решает проблему безубыточности TR =ТС.

Вторая область выпуска от (Q1) до (Q2) - область прибыльного выпуска TR > ТС.

В третьей области, где выпуск больше (Q2) увеличение объемов производства товара, согласно действию закона убывающей доходности, приносит убытки TR < ТС.

Оптимальный выпуск фирма-монополист ищет в диапазоне выпуска от (Q1)до (Q2.) Графически он определяется с помощью дополнительного построения вертикали (FQ), которая проходит на наибольшем расстоянии кривых (TR) и (ТС). Отрезок аЬ фиксирует наибольшую разницу между (TR) и (ТС), а вертикаль (FQ) фиксирует оптимальный выпуск (Q*.).

Второй способ, способ предельных величин: предельного дохода и предельных издержек.

Фирма-монополист стремится получить положительную экономическую прибыль (избыточную прибыль) Она имеет возможность, устанавливая рыночную власть, удержать такую прибыль. В отличие от конкурентного рынка, в котором положительная экономическая прибыль носит временный характер и исчезает под воздействием конкуренции со стороны других фирм, на рынке чистой монополии положительная экономическая прибыль более или менее постоянна и исчезает вместе с исчезновением монополии. Чтобы получить положительную экономическую прибыль, фирма-монополист управляет ценой и выпуском товара. Установленная фирмой-монополистом цена товара называется монопольной ценой. Монопольная цена не обязательно должна быть самой высокой, а выпуск должен быть как можно большим. Главное для фирмы-монополиста состоит в том, чтобы монопольная цена и выпуск обеспечивали максимальную экономическую прибыль. Чтобы определить сумму экономической прибыли надо разницу между монопольной ценой (р) и средними издержками (ATC) умножить на выпуск (Q), т.е. р - АТС * Q. Проследим эту взаимосвязь с помощью рис.6.5.

Перейти на страницу: 1 2 3

Экономическая сущность и принципы аренды
Преобразования при переходе к рыночным отношениям потребовали поиска новых форм хозяйственных отношений и структур управления. Экономика предприятия была основана не столько на экономических методах, сколько на командном руководстве сверху. Опыт развитых стран подтверждает, что только высокая ...

Бизнес-план создание магазина по продаже натуральной косметики по франшизе ТМ Для Душа и Души
Полное наименование проекта: «Создание магазина по продаже натуральной косметики по франшизе ТМ «Для Душа и Души»» Цель проекта: Удовлетворение непокрытого спроса на косметическую продукцию и создание рабочих мест в районе реализации проекта, извлечение прибыли. Услуги проекта: Ассортимен ...