Производство и цены в условиях несовершенной конкуренции

МС

F ATC

D

MR

Q* Q

Рис.6.5. Монопольная цена, предельный доход, предельные издержки, средние издержки и выпуск фирмы-монополиста

Монопольная цена (р) располагается на кривой спроса (D), который фирма-монополист регулирует, используя свойство эластичности рынка и таким образом увеличивает производство товаров и денежную выручку. Предельный доход (MR) от каждой дополнительной единицы товара снижается, так как эта дополнительная единица продается по снижающейся цене.

Кривые предельных издержек (МС) и средних издержек (АТС) необходимы для того, чтобы выделить два действия фирмы-монополиста. Первое действие состоит в том, что фирма-монополист определяет, до каких пор приращение, или дополнительный выпуск, приносит прибыль. На рис. 6.5. видно, что он выгоден до (Q*), когда в точке Е, (MR) = (MC) (предельный доход равен предельным издержкам).

Второе действие состоит в том, что фирма-монополист определяет, насколько выгоден достигнутый выпуск (Q*) т.е. приносит ли этот выпуск положительную экономическую прибыль. С этой целью проведен вектор (FQ*), который пересекается с кривой (ATC) в точке Н.

Фирма-монополист подбирает такую цену, которая должна быть выше средних издержек. На рис. 6.5., монопольная цена (p) выше средних издержек, так что р > АТС. Фирма-монополист получает положительную экономическую прибыль, абсолютная величина которой равняется (р - АТС) * Q*. На рисунке она представлена заштрихованным прямоугольником. Следовательно, выпуск (Q*) является оптимальным, а фирма-монополист получает максимальную прибыль.

В конкурентной структуре с единственной фирмой-монополистом, с ее абсолютной рыночной властью процесс ценообразования осуществляется на основе установления единой монопольной цены. Единая монопольная цена - редкий случай. Хозяином положения является фирма-монополист. Но и в этом положении фирма-монополист учитывает следующие обстоятельства:

) цена не должна быть столь высокой и приносящей столь большую прибыль, чтобы не привлекать конкурентов и не заставлять их идти на любой риск;

) цена не должна быть на таком уровне, которая окажется непосильной для потребителя, отпугнет их и, следовательно, сократит спрос.

К структуре чистой монополии близка естественная монополия. Она встречается в отраслях, в которых имеются ряд условий, порождаемых эффектом масштаба производства. Долгосрочные средние издержки минимизируются по мере того, как увеличивается объём выпускаемой продукции, что может привести к образованию единственной в отрасли фирмы. Фирма в течение длительного времени, если имеется возможность, способна снижать средние издержки при любом уровне объёма производства. Кривая средних издержек этой фирмы (АТС) будет отличаться от кривой, представленной на рис. 6.5. Она опускается вниз (минимизируется) по мере увеличения выпуска (Q). Следует также отметить, что при всех уровнях объёма производства предельные издержки будут ниже средних, т.е. МС < АТС. Таким образом, отрасль, в которой деятельность единственной фирмы более эффективна (в силу наличия эффекта масштаба, сопровождающий рост производства) - естественная монополия.

К отраслям, где чаще всего встречается естественная монополия, относятся: жилищно-коммунальный комплекс; железнодорожный и трубопроводный транспорт; предприятия телефонной связи, телевидения, электроснабжения и т.д. Функционирование крупных и даже единственных фирм становится здесь неизбежным в силу тех преимуществ, которыми они обладают на основе эффекта масштаба производства.

В олигополии, где господствуют несколько крупных фирм, процесс ценообразования осуществляется на основе дискриминации цен, лидерства в ценах и на основе олигополистических соглашений.

Ценовая дискриминация учитывает эластичность рынка. Сравнительно низкие цены устанавливаются для потребителей товаров с высокой эластичностью. Сравнительно высокие цены устанавливаются для потребителей товаров с низкой эластичностью. Важно при этом иметь в виду, что монополисты не допускают к рынкам товаров с различной эластичностью конкурентов и, следовательно, не допускают перепродаж.

Перейти на страницу: 1 2 3

Бизнес-план создание магазина по продаже натуральной косметики по франшизе ТМ Для Душа и Души
Полное наименование проекта: «Создание магазина по продаже натуральной косметики по франшизе ТМ «Для Душа и Души»» Цель проекта: Удовлетворение непокрытого спроса на косметическую продукцию и создание рабочих мест в районе реализации проекта, извлечение прибыли. Услуги проекта: Ассортимен ...

Экономическая деятельность Игринского районного потребительского общества
Основная цель производственной практики состоит в закреплении и углублении теоретических знаний, приобретение опыта самостоятельной работы, получение навыков в проведении научно-исследовательской и практической работы. В качестве объекта исследования в курсовом проекте выбрано Игринское потр ...