Производство и цены в условиях несовершенной конкуренции

Лидерство в ценах определяется так называемой доминантной, лидирующей в отрасли фирмой, фирмой-гигантом, устанавливающей свою цену, которой придерживаются остальные фирмы. Отказ от этой цены грозит фирмам острой конкуренцией со стороны лидирующей фирмы.

Несколько крупных фирм, образующих олигополию, могут договориться между собой о квотах производства и сбыта товаров и цен на них. Такие монопольные, или договорные цены являются результатом олигополистических союзов типа картеля, джентльменств, пулов и др.

Рынок, в котором проявляются монополии, не способствует эффективному использованию ресурсов. Интересы монополистов и интересы общества не совпадают и могут сильно расходиться. В результате общество несет потери, а монополисты получают дополнительные выгоды, которые могли бы пойти на пользу обществу. Монополии подрывают конкуренцию и рыночный ценовой механизм. Действительно, монополии удерживают высокие цены, в том смысле, что они всегда превышают средние издержки (р > АТС). В условиях конкурентного рынка возможность получить дополнительную прибыль привело бы к расширению производства или увеличению числа фирм, большему вовлечению ресурсов в производительный процесс и более полному удовлетворению общественных потребностей.

Удерживая неравенство (р > АТС), монополисты искажают цену как главный источник рыночной информации. Искаженная цена перестает быть достоверной информацией, часто приводит к неэффективному распределению ресурсов. Постоянно подталкивая цены к росту, монополисты создают условия для возникновения инфляции.

Борьба с монополиями, с монопольными ценами и диктатом на рынке должна проводиться государством, которое осуществляет антимонопольную политику. Суть антимонопольной политики проявляется в том, чтобы монополии не подавляли конкуренцию - мотор рыночной экономики, не устанавливали чрезмерную власть на рынке и высокие цены.

В ряде стран процесс монополизации строго регламентируется законодательством. В странах Западной Европы согласно закону одна фирма не может иметь более 31% общего объема продаж в отрасли, две фирмы - не более 54%, четыре фирмы - не более 64% и т.д. Аналогичное законодательство разработано и у нас, в России. Оно направлено на разрушение монополистических структур и запрещение монополистической деятельности.

Демонополизация производства предполагает следующие направления:

) разделение ряда крупных предприятий и объединений на самостоятельные производства;

) создание новых, аналогичных по профилю предприятий;

) диверсификация производственной деятельности и образование конгломератов;

) развитие альтернативных производств (кооперативы, малый бизнес, иностранный капитал и др.);

) поощрение производства товаров-заменителей;

) контроль над ценами и их корректировка.

Регулирование естественных монополий государством осуществляется через контроль над ценами и тарифами. Оно устанавливает для них в законодательном порядке максимальный уровень цен и тарифов. Чаще всего цены устанавливаются на уровне средних издержек, т.е. (р = АТС). Это даёт возможность естественным монополиям получать нормальную прибыль, поскольку она формируется в среде, близкой к конкурентной.

Антимонопольная политика должна быть осторожной. Монополии в большинстве своем представлены крупными фирмами, где используются передовые технологии, выше производительность труда и ниже издержки производства. Эти фирмы в широких масштабах реализуют достижения научно-технического прогресса, они располагают значительными накоплениями капитала, что позволяет им финансировать наукоемкие высокоэффективные производственные проекты.

Вполне возможно предположить, что преимущества крупных фирм, склонных к установлению монополии, могут перевесить отрицательные последствия монополизма. Поэтому в перечне средств, применяемых государством, должны быть средства, которые отличаются гибкостью. Например, контроль государства над ценами, который усиливается, как только наблюдается чрезмерное влияние монополий на их образование. Сюда относится регулирование патентной монополии, когда фирма лишь временно пользуется преимуществами от внедрения новой техники и технологии. Ту же цель преследуют государственные программы, имеющие общенациональное значение. К их выполнению привлекаются крупные фирмы. Эффект от выполнения общенациональных программ распространяется на всю экономику страны в целом (например, космическая программа).

Перейти на страницу: 1 2 3 

Внешние эффекты и общественные блага
Рынок - форма взаимоотношений между свободно функционирующими экономическими субъектами по поводу распределение благ. Рынок как механизм распределения и использования ограниченных ресурсов основан не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене. Следовательно, он имеет ряд преимущес ...

Государственное регулирование как инструмент снижения инфляции в национальной экономике
Инфляция является сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрез ...