Циклические волны (этапы) развития агропродовольственного рынка

Третий этап - этап пониженной, неблагоприятной для сельского хозяйства конъюнктуры. Спрос внутри страны практически не растет поскольку он достиг уровня абсолютных потребностей (на рисунке кривая D совпадает с кривой С). Предложение устойчиво опережает спрос, однако отстающий спрос и низкая конъюнктура обусловливают тенденцию к нестабильности и кризисным колебаниям предложения. Характерное явление - периодически повторяющиеся затяжные кризисы абсолютного по отношению к внутренним потребностям перепроизводства на агропродовольственном рынке. Перепроизводство по отношению и к спросу, и к абсолютным внутренним потребностям.

Четвертый этап - этап вновь растущей конъюнктуры за счет появления новых в основном внешних факторов повышения спроса на агропродовольственную продукцию. Тенденция к росту спроса и повышению цен будет, по-видимому, обуславливать и рост предложения на мировом рынке. Во многом это пока только прогнозируемый этап. Указанные новые тенденции в динамике спроса и предложения на мировом агропродовольственном рынке только начали проявляться и вероятность их развития зависит от того, как будут развиваться в перспективе факторы их определяющие.

Второй критерий, который лежит в основе выделения долгосрочных циклов, - разная степень насыщенности потребностей общества в продовольствии.

Насыщенный рынок продовольствия - рынок, на котором спрос и потребление достигли предела насыщаемых (абсолютных) потребностей.

Ненасыщенный рынок продовольствия - рынок, на котором спрос и потребление не достигли предела насыщаемых (абсолютных) потребностей.

На первом этапе агропродовольственный рынок характеризуется низким уровнем насыщения потребностей (уровни спроса, предложения и потребления значительно ниже уровня абсолютных потребностей). Это этап высокой конъюнктуры с низкой степенью насыщения потребностей.

На втором этапе достаточно высокий уровень насыщения потребностей. Но это этап неполного насыщения потребностей, этап нестабильной конъюнктуры с ненасыщенными потребностями.

Третий этап - этап полного насыщения рынка (уровень предложения больше уровней спроса, потребления и абсолютных потребностей). Речь идет о внутреннем рынке данной страны или группы стран.

Четвертый этап - этап неполного насыщения возрастающего за счет новых факторов внешнего спроса на мировом агропродовольственном рынке.

Третий критерий, который лежит в основе приведенной на рис. 12.2 периодизации больших циклов конъюнктуры агропродовольственного рынка, - разная степень эластичности спроса на продовольствие. В качестве критерия выделена в основном эластичность спроса по доходу. Эластичность спроса по доходу - эластичность (зависимость) спроса по отношению к доходам потребителей; реакция изменения спроса на изменение дохода. Ценовая эластичность - эластичность спроса или предложения по отношению к цене; реакция изменения спроса (предложения) на изменение цены. Коэффициент эластичности - показатель, характеризующий меру чувствительности экономической величины по отношению к факторам, от которых она зависит. Измеряется изменением количества экономической величины (например, величины спроса, предложения) при изменении фактора (например, цены или дохода) на единицу. В математическом смысле К.Э. есть производная от экономической величины по фактору, от которого зависит данная величина.

Первый этап по данному критерию характеризуется как этап высокоэластичного спроса на продовольствие в условиях низкого уровня насыщения потребностей. Это видно из графика - кривая спроса круто идет вверх в условиях растущих доходов населения при низком уровне насыщения потребностей.

Перейти на страницу: 1 2 3

Виды безработицы, формы их реализации и специфика проблемы занятости в России
Труд и земля - два основных источника богатства, два основных фактора роста производства, поскольку все остальные факторы - капитал, организация, информация - это дело рук и разума человека. Поэтому общество на всех этапах развития интересовал вопрос об эффективности использования рабочей силы ...

Экономическая деятельность туристического предприятия
Исследование проблем развития и организации деятельности туристского предприятия и индустрии туризма в целом актуально по той причине, что туризм является одним из наиболее динамичных социально-экономических явлений современного мира. За стремительные темпы роста и масштабы влияния на уровень ...