Экономическая конъюнктура на этапе неполного насыщения агропродовольственного рынка

Излишняя рабочая сила интенсивно высвобождается из сельского хозяйства вследствие межотраслевой конкуренции. Так, например, в США численность наемной рабочей силы в сельском хозяйстве США сократилась примерно с 10 млн. в 30-х гг. до 3,5 млн. человек в 1970 г. и до 0,9 млн. в 1995 г. Число ферм за 1935-2000 гг. уменьшилось с 6,8 до 2,2 млн. Однако расчеты свидетельствуют, что в сельском хозяйстве все еще имеется излишек рабочей силы. Обусловлено это тем, что трудовые и земельные ресурсы в аграрной сфере относительно иммобильны. Имеются определенные преграды на пути перелива трудовых ресурсов из сельского хозяйства по сравнению с тем, как протекают эти процессы в других отраслях (например, в отраслях в пределах одного города): территориальная оторванность села от города, проблема смены образа жизни, проблема жилья, смены профессии и др.

Конкурентный рыночный механизм не может резко нарастить потребление продовольствия и спрос в связи с его неэластичностью по доходам населения, а также не в состоянии обеспечить быстрое сокращение производства сельскохозяйственной продукции до сложившегося уровня спроса из-за неэластичности предложения по понижающимся ценам. Неэластичность предложения связана с барьерами на пути межотраслевого механизма конкурентного равновесия. Но барьеры на втором и особенно на третьем этапах имеют обратный характер. Это - барьеры на пути не входа в сельскохозяйственную отрасль, а выхода из нее, барьеры, обусловленные немобильностью или низкой мобильностью ресурсов, занятых в сельском хозяйстве. Земля как специфический сельскохозяйственный фактор производства практически не мобильна и не может участвовать в межотраслевом перетоке относительно избыточных ресурсов под воздействием межотраслевого механизма конкурентного равновесия. Относительно инертной, немобильной является, как отмечалось выше, и рабочая сила в сельском хозяйстве.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что на втором этапе, в условиях насыщенности спроса в продовольствии и приближении его уровня к величине абсолютных потребностей, отсутствуют достаточные условия для эффективного действия межотраслевой конкуренции, для нормальной “работы” рыночного механизма. Данный вывод о несостоятельности конкурентных механизмов становится особо актуальным в условиях несовершенной конкуренции в несельскохозяйственных отраслях при сохранении во многом свободной конкуренции в самом сельском хозяйстве. Все это, ставя дополнительные барьеры на пути межотраслевой конкуренции, еще более обостряет проблему диспаритета цен и доходов между сельским хозяйством и промышленностью.

Как видно из рис. 12.5, проблема диспаритета цен обострилась и стала нарастать в ХХ в. в условиях перехода агропродовольственного рынка к этапам насыщения. В США с 1910 по 1995 гг. цены на ресурсы, реализуемые фермерам, повысились почти в 15 раз, а цены на сельхозпродукцию только в 6,5 раза, т.е. реальные цены на продукцию фермеров понизились в 2,3 раза. Такое нарастание диспаритета цен произошло при многомиллиардных затратах государства на политику поддерживаемых сельскохозяйственных цен. Если бы не было такой поддержки, диспаритет был бы еще большим. Рассмотренная выше специфика формирования спроса и предложения на этом рынке привела к существенному падению относительных цен на сельскохозяйственную продукцию. Цены стали формироваться на уровне ниже цены конкурентного эффективного равновесия. В промышленности рыночный механизм обеспечивает при прочих равных условиях формирование рыночных равновесных цен в среднем на уровне цены конкурентного эффективного равновесия (когда Р0 = МС). Вследствие этого возникает проблема межотраслевого диспаритета цен, которая в ряде случаев усугубляется монополизмом со стороны покупателей сельскохозяйственного сырья и поставщиков селу промышленной продукции и услуг.

О _

1910 1920 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 Годы

Рис. 13.5. Динамика цен на сельскохозяйственную продукцию и ресурсы, продаваемые фермерам США за 1910-1995 годы:

I - индекс цен,

цены на сельскохозяйственную продукцию;

-- - цены на ресурсы

Главным направлением государственного регулирования агропродовольственного рынка на втором этапе становится стимулирование эффективного совокупного спроса на сельхозпродукцию, на продовольствие. Такая направленность аграрной политики была обусловлена тем, что спрос в силу его неэластичности на втором этапе отставал от роста предложения продовольствия и общественных потребностей в нем. Рынок же оказался не в состоянии обеспечить быстрое подтягивание неэластичного спроса до уровня предложения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Генерально-целевое планирование
Многообразие мероприятий планирования, большое число занятых в них и жесткая взаимозависимость разделов плана обуславливают необходимость целеориентированного структурирования процессов планирования и контроля на предприятии, то есть долгосрочного регламентирования. При таком подходе к органи ...

Государственная политика в области заработной платы в России и за рубежом
Оплата труда занимает особое место в структуре социально-трудовой сферы и приоритетах социальной политики. Это объясняется, прежде всего, ее значимостью для обеспечения жизнедеятельности человека и специфическими функциями, которые она выполняет в развитии общества и экономики. Соц ...