Экономическая конъюнктура на этапе неполного насыщения агропродовольственного рынка

В свою очередь, предложение сельскохозяйственной продукции росло высокими темпами, а в периоды кризисов не сокращалось, т.е. не реагировало на отставание спроса и соответствующие ценовые сигналы рынка. Предложение сельскохозяйственной продукции неэластично по снижающимся ценам. Так, например, в начале второго этапа, в период Великой депрессии 1929-1933 гг. объем производства сельскохозяйственной продукции в США сократился только на 6%, а цены на нее понизились на 63%. Это подтверждает раскрытую выше особенность рынка агропродовольствия, проявляющуюся в неэластичности предложения по понижающимся ценам. Вследствие такой специфики действия законов рынка производство сельскохозяйственной продукции практически не сократилось, несмотря на то, что цены понизились более чем в 2 раза. Проблема перепроизводства рынком не решается или решается очень медленно. Резкое обострение проблемы перепроизводства проявилось по всем основным видам сельскохозяйственной продукции, особенно на рынке зерна. Например, к середине 1929 г. мировые запасы пшеницы составили 28 млн т, что превысило годовой объем ее продаж на мировом рынке всеми странами-экспортерами. Вследствие перепроизводства стали падать цены.

Из-за иммобильности ресурсов, затрудненности их межотраслевого перелива рыночный механизм не в состоянии быстро устранять перепроизводство. Об этом свидетельствует и такая специфика аграрных кризисов, как их затяжной характер. Они длятся десятилетиями, в отличие от других отраслей экономики, где продолжительность кризиса составляет 2-4 года. С вступлением агропродовольственного рынка во второй этап такие кризисы становятся характерным явлением экономики (см. рис. 12.2).

Известны четыре мировых аграрных кризиса: первый начался в начале 70-х годов и продолжался до второй половины 90-х годов ХIХ века; второй продолжался с начала 20-х годов до второй мировой войны; третий начался в конце 40-х и продолжался до начала 70-х годов; четвертый начался в конце 70-х - начале 80-х годов.

Поскольку неэластичный спрос на продовольствие слабо реагирует на рыночные сигналы, необходимо его государственное регулирование. Но роль государства в этой ситуации должна сводиться не к подмене рыночного механизма регулирования, а к созданию таких условий, при которых он уравновешивал бы спрос и предложение не за счет сокращения предложения продукции, а за счет повышения спроса на нее. Такая направленность развития агропродовольственного рынка соответствует потребностям общества и нацеливает на их удовлетворение производственные возможности отрасли. Решение задачи повышения совокупного спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие может быть осуществлено только при определенных стимулирующих спрос государственных методах регулирования агропродовольственного рынка. В основу государственного регулирования аграрного рынка стран Западной Европы и США на рассматриваемом этапе были положены методы активизации и расширения совокупного спроса (политика экспансии), базирующиеся на теории эффективного спроса Дж. М. Кейнса. Для этого в предвоенный и особенно послевоенный периоды государство стало широко использовать политику расширения спроса, получившую название политики поддерживаемых цен и доходов фермеров. Коренное изменение концептуальных подходов и реальной политики регулирования агропродовольственного рынка дает основание назвать этап неполного насыщения агропродовольственного рынка этапом его государственно-рыночного регулирования.

В соответствии с теорией Кейнса противостоять кризисам перепроизводства и спаду производства может политика государства, направленная на расширение спроса. При опережающем росте предложения по сравнению со спросом складывается ситуация перепроизводства .

Поскольку неэластичный спрос слабо реагирует на рыночные сигналы, необходимо его государственное регулирование, которое может быть осуществлено, как свидетельствует практика развитых государств, двумя путями:

. Прямая и косвенная поддержка спроса населения на продовольствие. В странах с развитой рыночной экономикой широко используются меры, направленные на повышение спроса на продовольствие со стороны малообеспеченных слоев населения. Особенно активно это направление использовалось в государственной политике США. На него расходовалось около 60% всех средств, составляющих бюджет Министерства сельского хозяйства. Значительная часть этих средств расходовалась на систему продовольственных талонов. Расходы на финансирование этой системы выросли с 11 млрд. долл. в 1985 г. до 25 млрд. долл. в 1994 г.; программой было охвачено более 20 млн. человек, а средний размер ежемесячных выплат увеличился за указанный период с 45 до 70 долл. на человека. Кроме указанной, в США действуют программы школьных обедов, продовольственной помощи для кормящих матерей и малолетних детей и другие. Общая сумма ассигнований на все продовольственные программы составила в 1995 г. 36 млрд. долл.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Дебиторско-кредиторская задолженность на предприятии и управление ею
дебиторская кредиторская задолженность экономический В современных условиях развития рыночных отношений у предприятий значительно возросло количество контрагентов - дебиторов и кредиторов, из-за ряда объективных и субъективных факторов усложнились порядок учета и отражения в отчетности дебиторс ...

Безработица как социально-экономическое явление
Одной из коренных социально-экономических проблем развития российского общества на современном этапе развития, является проблема безработицы. Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах главной производительной силы общества - рабочей силы, существенное сокращение потенциаль ...