Экономическая конъюнктура на этапе насыщенного агропродовольственного рынка

Во-первых, наблюдалась ярко выраженная тенденция к понижению экспортных цен на сельскохозяйственные товары. Мировые цены, например, на пшеницу понизились с 183 долл. за тонну в 1973-1975 гг. до 128 долл. в 1984-1986 гг.

Во-вторых, внутренние поддерживаемые на высоком уровне цены на многие виды сельскохозяйственной продукции в странах ЕЭС сложились на уровне значительно выше мировых. Вследствие этого государствам Европейского сообщества приходилось выделять для поддержания конкурентоспособности продукции огромные субсидии. Величина экспортных субсидий в расчете на 1 т зерна равнялась в 1985 г. 59,5 долл. при экспортных ценах на пшеницу 128 долл. Субсидирование экспорта излишков и их хранение поглощало до 30% всех средств, выделявшихся из бюджета ЕЭС на сельскохозяйственную политику.

В-третьих, в 80-е годы произошел резкий рост предложения сельскохозяйственной продукции не только ее традиционными экспортерами, но и рядом стран - бывшими импортерами. 30 стран, ранее импортировавших продовольствие, в 1986 г. стали его экспортерами. 395 млн. т зерна было накоплено к этому году в виде портящихся нереализованных запасов в хранилищах несоциалистического мира.

В этих условиях возникла острая потребность в выработке новых форм и методов регулирования баланса между производством и рынком. Был осуществлен коренной пересмотр стратегии и тактики регулирования аграрной экономики и продовольственного рынка.

В наиболее общем виде такое изменение агропродовольст-венной политики можно охарактеризовать как переход от политики роста спроса и стимулирования роста предложения к политике сдерживания, а по некоторым видам продукции - не только сдерживания, но и сокращения предложения. Новая аграрная политика делает поворот от доктрин государственного регулирования аграрной экономики к доктринам рыночного либерализма.

Начатые в ЕС в 80-е годы реформы оказались недостаточными для полного решения проблемы сбалансированности спроса и предложения сельскохозяйственной продукции продовольствия. В начале 90-х годов уровень перепроизводства по ряду видов продукции аграрного сектора был значительным. В связи с этим в ЕС была подготовлена и стала осуществляться новая масштабная реформа аграрной политики. Она направлена на постепенный переход от политики поддерживаемых цен к политике компенсационных платежей.

Основные меры, осуществляемые в рамках этой реформы: замораживание, снижение уровня гарантированных закупочных цен, а со временем их постепенная отмена и переход к рыночному ценообразованию. Эти меры призваны стимулировать сдерживание роста предложения или даже способствовать его сокращению.

Коренным образом меняется подход к проблеме поддерживаемых гарантированных цен. Был взят курс на снижение их уровня с параллельной выплатой фермерам в течение определенного периода времени компенсаций за уменьшение доходов. Понижение цен, переход к рыночному ценообразованию был направлен на сокращение производства за счет высвобождения из сельского хозяйства избыточных ресурсов.

Вместе с тем следует иметь в виду, что рыночный механизм в сельском хозяйстве не в состоянии автоматически обеспечить сокращение производства за счет высвобождения излишних неэффективно используемых ресурсов. Есть факторы, которые препятствуют стихийному переливу этих ресурсов под воздействием межотраслевой конкуренции в другие, более доходные отрасли. Поэтому требуется осуществление системы государственных мер по “оказанию помощи” рынку в межотраслевом перераспределении ресурсов, по стимулированию высвобождения избыточных ресурсов из сельского хозяйства.

Такая аграрная политика, в отличие от политики поддерживаемых цен, была направлена не на ликвидацию негативных последствий низкой конъюнктуры на рынке продовольствия, а на устранение их причин (избыточности ресурсов). Обширный круг различных мер в рамках данной политики направлен на предотвращение избыточного производства, а также на поддержку экспорта излишней продукции. Особое место среди этих мер занимают ограничение или даже сокращение посевных площадей, квотирование объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции и др. В системе стабилизационных мер важнейшее место отводилось программе вывода земель из оборота. В ЕС производители, которые выводили из сельскохозяйственного оборота не меньше 20% своих пахотных земель не менее чем на пять лет, получали компенсацию. В США в 1985 году была начата программа по консервации наиболее подверженных эрозии пахотных земель, рассчитанная на 10-15 лет. Участвующие в программе фермеры были обязаны высевать на этих участках траву или сажать деревья, за что могли получать ежегодные платежи (около 155-160 долл./ га в 1992 году). В США «излишек» продукции экспортировался, благодаря высокой ее конкурентоспособности на мировых рынках. Ухудшение конъюнктуры на мировых рынках продовольствия обусловило усиление экспортного характера аграрной политики США. В соответствии с этим предусматривался значительный рост субсидий, стимулирующих экспорт продукции. В целом наметился переход от экстенсивной поддержки цен и дохода к программам управления риском и стимулирования роста эффективности производства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Экономическая сущность и принципы аренды
Преобразования при переходе к рыночным отношениям потребовали поиска новых форм хозяйственных отношений и структур управления. Экономика предприятия была основана не столько на экономических методах, сколько на командном руководстве сверху. Опыт развитых стран подтверждает, что только высокая ...

Влияние мирового финансово-экономического кризиса 2007-2009 гг. на нефтегазовый рынок
В последние годы человечество переживает последствия крупного финансово-экономического кризиса и, впоследствии, глобальной рецессии. По мнению большинства экономистов, кризис развился из-за перенасыщенного кредитного рынка, дисбалансов торговли и капитала, а также сильного обесценивания доллар ...