Конъюнктура агропродовольственного рынка России в фазе кризиса и ее антициклическое регулирование

Первоочередная поддержка государством потребителей продовольствия в рыночных сегментах с наименьшими доходами должна быть приоритетным направлением политики государства не только в условиях экономического кризиса и острого дефицита государственного бюджета, но и в послекризисных фазах конъюнктурного цикла. Если при нехватке бюджетных средств такая политика осуществляется в основном за счет перераспределения валовых доходов и соответственно уменьшения разницы в уровне располагаемых доходов, то в условиях экономического роста дополнительно выделяемые из бюджета ресурсы должны направляться в те же рыночные окна, где потребности в продовольствии не насыщены, спрос потребителей на него высокоэластичен по доходу. О предпочтительности, целесообразности такой политики для России и других стран при переходе к рынку свидетельствуют и приведенные выше аргументы. Такое регулирование конъюнктуры позволяет одновременно решать проблемы как экономического, так и социального характера. Расширяется спрос на продовольствие, вследствие этого он уравновешивается с предложением при более высоких рыночных ценах, стимулируется рост производства. Вместе с тем растет уровень потребления низкодоходными слоями населения продуктов питания, повышается уровень их жизни.

По мере стабилизации макроэкономической ситуации на конъюнктуру рынка продовольствия может повлиять формирование эффективного совокупного спроса населения. Это специальная проблема - проблема макроэкономических факторов роста совокупного спроса и предложения, которая может быть решена путем применения специальной структурной, финансовой, денежно-кредитной, налоговой, социальной политики государства.

Другое направление продовольственной политики - расширение спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие со стороны государства, которое особенно активно применялось на Западе до 80-х годов в условиях, когда потребности на продовольствие были не насыщены. Такая политика требует больших бюджетных расходов на поддержание производителей продукции.

Проведение экспансионистской политики государства по расширению спроса на продовольствие и, соответственно, по поддержке отечественных производителей предполагает использование следующих методов:

- интервенция в аграрный рынок через осуществление политики поддерживаемых цен и закупки продукции государством;

протекционистские меры по защите внутреннего рынка от импортеров;

экспортные субсидии для некоторых видов продуктов.

Применение этих методов в начале переходной экономики в условиях кризиса было затруднено из-за жестких бюджетных ограничений государства. В послекризисной фазе (в 2000-е годы) эти ограничения устраняются и на решение указанных задач выделяются несколько возросшие объемы бюджетных ресурсов, но их явно недостаточно для осуществления политики эффективного спроса на рынке продовольствия. В то же время и в послекризисные периоды развития агропродовольственного рынка существует острая потребность государственного регулирования конъюнктуры российского рынка продовольствия с использованием этих средств и методов.

Причины необходимости использования в послекризисный период политики расширения и поддержки эффективного спроса на агропродовольственном рынке:

1. В 90-е годы произошло существенное сокращение производства продукции сельского хозяйства. Восстановление объемов производства, преодоление последствий столь глубокого и длительного спада невозможно без экспансионистской политики государства на рынках сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

2. Диспаритет цен между продукцией сельского хозяйства и промышленности не может быть сокращен без вмешательства государства.

3. Политика экспансии государства на рынке сельскохозяйственного сырья и продовольствия необходима для обеспечения продовольственной безопасности страны.

Вместе с тем следует учитывать, что большая часть названных мер относится к мерам так называемого “желтого ящика” и противоречит требованиям ВТО. Необходимо при определении уровня господдержки на переходный период учитывать, что в расчетный базисный период уровень государственной поддержки в России из-за кризисной финансово-экономической ситуации был крайне низким. Желательно при разработке мер антициклического регулирования трансформировать часть государственных расходов «желтой корзины» в «зеленую корзину». К мерам «желтой корзины» отнесены ограничиваемые правилами ВТО меры прямой государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей (дотации, субсидии, государственные цены и др.), к мерам «зеленой корзин» - косвенные поддержки, не ограничиваемые правилами ВТО.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Безработица и ее виды
Изучение экономических и социальных проблем безработицы в стране является актуальной проблемой для всех стран. Работники финансовой и экономической службы должны хорошо знать формы и пути снижения безработицы. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее ...

Безработица и её влияние на экономику
Право граждан на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве является гарантией права на труд. Право на содействие обеспечению занятости состоит из прав: на трудоустройство; на бесплатную профессиональную подготовку, переобучение, в том числе по направлению органов службы занятости; н ...