Специфические тенденции в динамике абсолютных и относительных цен на рынке сельскохозяйственной продукции

Развитие конъюнктуры по первому варианту может привести к понижению относительных цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня мировых цен, что будет означать их падение ниже уровня среднеотраслевых в стране затрат на производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия (ниже уровня предельных издержек производства и цен конкурентного эффективного равновесия). В итоге это может привести к разорению большей части предприятий агропродовольственного комплекса, развалу неконкурентоспособного сельского хозяйства России. Будет нанесен урон продовольственной безопасности страны.

Таким образом, подводя итог анализу сценариев развития конъюнктуры рынка продовольствия по первому и второму вариантам прогноза, можно отметить, что ни тот, ни другой, рассматриваемые в чистом виде, не в состоянии сбалансировать потребление и производство, уравновесить спрос и предложение таким образом, чтобы это отвечало как интересам потребителей, так и производителей. Это дает основание сделать вывод, что при формировании и развитии конъюнктуры рынка продовольствия должна применяться политика, которая не имела бы чрезмерный крен ни в сторону курса на полное самообеспечение, ни в сторону полной свободы импорта продовольствия и отвечала бы интересам и потребителей, и производителей. В связи с этим более предпочтительным является формирование конъюнктуры рынка продовольствия по третьему, среднему варианту.

Этот вариант позволяет исходить из целей продовольственной безопасности страны, а также учитывать средства их достижения: обеспечивает в большей степени согласование интересов потребителей и производителей продовольствия; гарантирует стабильное продовольственное снабжение страны; дает возможность отказаться от нерационального пути решения проблемы продовольственной безопасности - импорта продовольствия за счет наращивания экспорта невосполнимых минеральных ресурсов; обеспечивает занятость значительной части населения и расширение емкости внутреннего рынка товаров и услуг. Отмеченное позволяет сделать вывод, что для России рассмотренный сценарий развития конъюнктуры по первому варианту неприемлем и не совсем подходят первоначально предлагаемые на переговорах условия членства в ВТО, так как ее агропродовольственный рынок по сравнению с развитыми государствами - членами ВТО находится на другой стадии развития - на этапе неполного насыщения. Поэтому присоединение России к ВТО должно быть оговорено особыми условиями на имплеметационный (переходный) период, учитывающими более низкую ступень развития ее агропродовольственного рынка.

В основе государственной политики формирования конъюнктуры на рынке сельскохозяйственного сырья и продовольствия должны лежать меры по расширению спроса со стороны населения и государства, стимулированию роста объема и гибкому регулированию структуры предложения (соотношения в нем продукции импортной и собственного производства). Особое место среди этих мер должно отводиться политике повышения конкурентоспособности, эффективности отечественного производства. Указанная выше генеральная цель политики государственного регулирования конъюнктуры рынка продовольствия - продовольственная безопасность может быть достигнута только при учете и согласовании интересов потребителей и производителей продуктов питания, при сбалансированности потребностей общества с его производственными возможностями.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Государственная политика в области заработной платы в России и за рубежом
Оплата труда занимает особое место в структуре социально-трудовой сферы и приоритетах социальной политики. Это объясняется, прежде всего, ее значимостью для обеспечения жизнедеятельности человека и специфическими функциями, которые она выполняет в развитии общества и экономики. Соц ...

Выбор и обоснование метода вычисления ставки дисконтирования при оценке эффективности инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли
Нефтегазовый комплекс (НГК) играет ключевую роль в экономике России и формирует около 20 % ВВП, 50 % нефтегазовых доходов в структуре федерального бюджета, 68 % валютных поступлений от экспорта нефти, газа и продуктов переработки в общем объёме экспорта, около 30 % общего объема инвестиций. ...