Государственный бюджет, его доходы и расходы

Налог - это своего рода бремя, которое ложится на общество. Государство стремится к тому, чтобы налоговое бремя справедливо распределить между каждым его членом. Возможны следующие подходы к проблеме распределения налогового бремени.

Исходя из первого, налоги надо распределять между отдельными физическими и юридическими лицами пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства. Например, налог, взимаемый с владельцев автомобилей, идёт на ремонт и поддержание в хорошем состоянии шоссейных дорог, что выгодно всем владельцам автомобилей. Исходя из другого взгляда, налог надо распределять в соответствии с платежеспособностью налогоплательщиков, причем владельцы больших доходов платят не, только абсолютно, но и относительно более высокие налоги, т.е. справедливое распределение бремени налога, имеет место, только тогда, когда вводится прогрессивная ставка налогообложения. Более того люди с небольшими доходами вообще освобождаются от налогов. Большую часть налогового бремени должны нести владельцы больших доходов.

Каждый из этих взглядов имеет свои достоинства и недостатки. Распределение налогового бремени пропорционально выгодам в большей мере соответствует принципу справедливости, но его практическое применение ограничено. Распределение налогового бремени на основе прогрессивной ставки имеет более широкую область применения. Но оно в известной степени подрывает стимулы, влечет за собой скрытие доходов от налоговых органов. Поэтому распределение налогового бремени в настоящее время осуществляется на основе разных концептуальных взглядов.

Налоги выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую.

Фискальная функция налогов реализуется в том, чтобы обеспечить доходную часть государственного бюджета. Главным началом в механизме этого обеспечения является налоговая ставка. Повышение налоговой ставки увеличивает налоговые поступления в бюджет, но до известного предела. Дело в том, что налоги сами по себе отрицательно влияют на экономический процесс, поскольку уменьшают доходы участников рыночного хозяйства и подрывают их производительные стимулы. Если налоги неоправданно велики, то это даже может разорить непосредственных производителей товаров и услуг. А поскольку они являются налогоплательщиками, то поступление налогов резко сократиться или прекратится совсем.

Допустим, правительство по тем или иным причинам намерено иметь больше налоговых поступлений и таким образом увеличить доходную часть бюджета страны. Очевидно, оно добьется своей цели за счет административной меры - повышения налоговой ставки. Стремление правительства решить проблему увеличения государственных финансов быстро и, как кажется надежно, чисто административными средствами чревато негативными последствиями. Чрезмерная налоговая ставка снижает экономическую эффективность производителей и сокращает налоговую базу. В результате каждый процент налоговой ставки будет выражаться все в меньшей величине. Есть такая поговорка: «нельзя рубить сук, на котором сидишь». Применительно к нашей проблеме можно сказать, что нельзя разорять производителей, которые платят государству налоги. Зависимость между ростом налоговых ставок и налоговых поступлениями можно проследить на рис. 15.2. с помощью кривой Лаффера.

T

Рис.15. 2. Кривая Лаффера

На рис.15.2. видно, что на первых порах рост налоговых ставок позволяет увеличивать налоговые поступления. За точкой М рост налоговых ставок подрывает налоговую базу, а потому и сокращаются налоговые поступления. Конечно, самое лучшее решение проблемы - определить оптимальную налоговую ставку (точка М), т.е. найти компромисс, при котором казна получает наибольшие доходы, а налоги приемлемы для производителей. Однако дать какие-либо рекомендации раз и навсегда невозможно. Многое здесь достигается чисто опытным путем, путем постоянного контроля, учета эффекта и последствий текущей налоговой политики.

Налоги можно сравнить с прессом, который постоянно давит на производителей. Но давление такого пресса может быть более сильным или менее сильным, т.е. с помощью налогов можно регулировать экономические процессы, ускоряя или замедляя их развитие. Отметим некоторые важные области регулирующей функции налогов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Денежно-кредитная политика
Актуальность темы исследования. В условиях относительно благоприятной экономической конъюнктуры и, тем более в условиях финансового кризиса, значение и роль денежно-кредитной политики, как составной части экономической политики государства неуклонно возрастает. Проведение взвешенной денежно-кре ...

Влияние экономического кризиса на экономику Санкт-Петербурга
Кризис в российской экономике приобрел значимый масштаб. Его нельзя считать ни «инфекцией», занесенной из западной экономики, ни чисто российским циклическим кризисом. России не удалось «переждать бурю в тихой гавани». Кризис полноценно затронул все сферы нашей экономики, серьезные проблем ...