Влияние международной торговли на производство и распределение национального дохода

Мировая торговля (экспорт и импорт) влияют на распределение доходов внутри страны. Сначала рассмотрим, в чем обнаруживается влияние экспорта. Страна-экспортер реализует выигрыш от увеличения продаж и разницы в ценах. Но этот выигрыш непосредственно достается производителям экспортной продукции. Так, в нашем примере выгода производителей пшеницы составила 40 млн. долл. Однако надо выяснить, как экспорт пшеницы может повлиять на положение потребителей пшеницы в этой стране. Привлекательность внешнего рынка часто приводит к ограничению предложения на внутреннем рынке. Увеличивается спрос потребителей пшеницы, а это вызовет рост ее цены. Потребители, следовательно, несут потери.

Допустим, производители пшеницы решили увеличить экспорт на 100 тыс. т. Если спрос на мировом рынке сохранится на прежнем месте, то уровень мировой цены не изменится и будет равен 25 долл. за 1 ц.

Однако внутренняя цена повысится, предположим, с 21 до 22 дол. за 1 ц., а внутреннее потребление сократится, например, на 80 тыс. т. Выгода производителей составит (25 - 22) x 100 = 30 млн. долл.

Потребители же несут потери (22 -21) x 80 = 0,8 млн. долл. Совокупный эффект составит 30 - 0,8 = 29,2 млн. долл.

Хорошим подтверждением вышеизложенного является участие России на рынке нефти. Благоприятные мировые цены на нефть отнюдь не приводят к снижению или хотя бы к стабилизации цен на бензин в стране. Наоборот, цены на бензин растут, а все выгоды получают нефтяные компании.

Рассмотрим теперь, как влияет импорт на распределение доходов производителей и потребителей. Импорт товаров по мировой цене, которая ниже внутренней цены, ограничивает спрос на отечественные товары. Производители вынуждены для расширения спроса снизить цену, часто не имея возможности при этом увеличить предложение в соответствующих объемах. Допустим, импорт пшеницы в 100 тыс. т по цене 25 долл. за 1 ц. заставил отечественных производителей продавать пшеницу в стране по той же цене, т.е. снизить внутреннюю цену с 28 до 25 долл. за 1 ц. При этом они смогли увеличить предложение пшеницы на 60 тыс. т. Потери производителей составят (28-25) х 60 = 18 млн. долл. Выгоды потребителей равны: (28 - 25) х 100 = 30 млн. долл. Совокупный эффект равен: 30-18=12 млн. долл.

Известно, что каждый фактор приносит его владельцу доход. Мировая торговля, основанная на различиях в технологиях и относительной обеспеченности факторами, вызывает также различия в доходах от каждого фактора в данной стране. Участие страны в международной торговле и специализации производства изменяет структуру спроса на факторы. Экспортные отрасли быстро развиваются и предъявляют дополнительный спрос на соответствующие факторы. Этот спрос вызывает дополнительный спрос на факторы, которые обслуживают экспортные отрасли, и т.д. Это значит, что растут доходы владельцев тех факторов, которые формируют технологии экспортных отраслей. Наоборот, снижается спрос и доходы владельцев тех факторов, которые заняты в отраслях, конкурирующих с импортом.

За достаточно длительный промежуток времени происходит перелив капитала и труда, который приводит к новой структуре национального производства в пользу отраслей, работающих на экспорт. Так, в России быстро развивается комплекс отраслей по добыче нефти и газа. Отрасли обрабатывающей промышленности отстают, а некоторые из них находятся в упадке. Увеличилась потребность в факторах, обеспечивающих газо- и нефтедобычу, что внесло существенные изменения в совокупный спрос на капитал. Как следствие, возросли доходы газовых и нефтяных компаний.

Перейти на страницу: 1 2 

Безработица и ее проблемы в переходной экономике
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Полная занятость - цель, к которой необходим ...

Бизнес–планирование и его роль в повышении эффективности деятельности организаций
Актуальность темы. Бизнес-план разрабатывается для обоснования возможности обеспечения сбалансированности основных экономических и финансовых показателей деятельности организации на очередной календарный год и служит конкретным планом по мобилизации всех видов ресурсов и реализации организацио ...