Инвентаризация кассовой наличности и выполнение требований по обеспечению сохранности денежных средств

Уполномоченные государственные органы в пределах своей компетенции самостоятельно проверяют соблюдение юридическими лицами, подразделениями порядка ведения кассовых операций, расчетов наличными деньгами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь [6].

По итогам инвентаризации комиссия составляет акт инвентаризации наличных денежных средств согласно приложению 17 к Инструкции N 180. Акт составляется в 2 экземплярах, подписывается инвентаризационной комиссией и МОЛ (кассиром) и доводится до сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй остается у МОЛ (кассира).

При смене МОЛ акт инвентаризации составляется в 3 экземплярах: один остается у МОЛ, сдавшего ценности, второй передается МОЛ, принявшему ценности, а третий - в бухгалтерию.

При обнаружении в кассе недостачи или излишков наличных денег и других ценностей в акте инвентаризации указывается сумма недостачи или излишка, а также объясняются обстоятельства их возникновения.

Результаты инвентаризации представляются главным бухгалтером руководителю юридического лица, который принимает решение об оприходовании излишков или взыскании недостач с виновных лиц. В случае обнаружения несоответствия данных бухгалтерского учета и результатов инвентаризации руководитель может назначить контрольную проверку правильности ее проведения. В ней участвуют все члены инвентаризационной комиссии и МОЛ.

Пример оформления акта инвентаризации наличных денежных средств приведен в приложении 17.

Результаты инвентаризации - излишек или недостача - определяется сопоставлением фактических и учетных остатков денежных средств и документов и бланков строгой отчетности.

Выявленные при инвентаризации излишки денежных средств и документов в кассе приходуются (принимаются к учету) и отражаются в составе внереализационных доходов:

дебет 50-1 - кредит 92-1.

Выявленные излишки бланков документов строгой отчетности отражаются по дебету сч. 006 "Бланки строгой отчетности" в условной (номинальной) оценке.

Выявленные недостачи денежных средств и документов отражаются по дебету сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" независимо от того, подлежат ли они отнесению на счета затрат на производство (расходов на реализацию) или на виновных лиц [7].

Суммы обнаруженных недостач по денежным документам и бланкам строгой отчетности возмещаются исходя из их фактической стоимости.

Если виновные лица не установлены или МОЛ отказываются добровольно возмещать ущерб, причиненный организации, то материал по недостаче направляется либо в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, либо с соблюдением установленных сроков исковой давности в суд для взыскания сумм недостач (хищений) с МОЛ по основаниям, предусмотренным законодательством.

Однако если судом полностью или частично отказано во взыскании данных сумм (к примеру, по причине плохо организованной на предприятии системы учета и хранения материальных ценностей (МЦ), пропуска сроков исковой давности и по другим зависящим от истца причинам), то источником погашения убытков являются собственные средства организации.

Обратим внимание, что документами-основаниями при списании недостач являются:

решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо

отказ на взыскание ущерба с виновных лиц.

Суммы недостач (хищений) не могут быть отнесены в состав внереализационных расходов и потерь из-за отсутствия виновных лиц, если нет постановления правоохранительных органов о прекращении уголовного дела по такому мотиву [10].

Заметим, что при возмещении работником нанесенного организации ущерба личными деньгами дополнительного объекта для обложения налогом на добавленную стоимость не возникает.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Государственный бюджет. Способы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь
Государством в процессе своего функционирования осуществляется политическая деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектами этой деятельности является экономика в целом, а также ее отдельные составные элементы, такие как цена, финансы, кредит, денежное и бюджетное отношение, разл ...

Генерально-целевое планирование
Многообразие мероприятий планирования, большое число занятых в них и жесткая взаимозависимость разделов плана обуславливают необходимость целеориентированного структурирования процессов планирования и контроля на предприятии, то есть долгосрочного регламентирования. При таком подходе к органи ...