Значение основных международных показателей экономической оценки проектов

Собственником природных ресурсов в любой стране является государство. Следовательно, разработка ресурсов должна осуществляться на основе определенных договоров, закрепляющих условия освоения природных ресурсов, ответственность сторон и другие аспекты. От того, как составлены условия данных договоров зависит экономическая эффективность разработки для государства и его субъектов, степень вовлеченности инвесторов, а, следовательно, и конечное влияние проектов в области разработки природных ресурсов на стратегическое положение страны.

Поэтому, целесообразно дать характеристику основным контрактам и кооперационным соглашениям международного сотрудничества в нефтегазовой сфере, используемых в мировой практике, и более подробно рассмотреть контракты, имеющие место в России в освоении нефтегазовых ресурсов острова Сахалин.

Международное сотрудничество в нефтегазовой сфере может осуществляться на основе следующих соглашений:

исключительная лицензия;

соглашение о разделе продукции (СРП) (Production Sharing Agreement);

совместное операционное соглашение (Joint Operating Agreement);

концессионный договор (Сoncession);

договоры о совместной эксплуатации нефтегазовых месторождений (Unitisationand Unit Operating Agreement);

контракт о совместной деятельности (по разведке и эксплуатации нефтегазовых месторождений) - AssociationContract;

- тендеры и закупки (Tenders and Procurement);

газовые соглашения (Gas Agreements), такие как Соглашение о совместном предприятии по маркетингу природного газа (Natural Gas Marketing Joint Venture Agreement), Соглашение о транспортировке, переработке и возврату газа с месторождения (Agreement for the Transportation, Processing and Redelivery of Gas), Основной договор (купля-продажа газа) Master Agreement, Соглашение о транспортировке натурального газа (Agreement for Transportation of Natural Gas);

- операции с активами нефтегазовых компаний (Asset Operations);

сервисные соглашения (Services Agreements);

буровой контракт (Drilling Contract)

На практике существует масса различных концессионных механизмов построения отношений с инвесторами: от классических форм до производных от них комбинаций. Многообразие форм обусловлено объективными различиями: между странами в политическом и правовом устройстве, в традициях, в степени государственного вмешательства в экономику, в подходе к собственности на недра и т.д.

Классификация форм государственно-частных партнерств в недропользовании в российском законодательстве не закреплена. Существует классификация, согласно которой все известные формы недропользования условно делятся на:

. внедоговорные формы (административно-разрешительные);

. договорные формы (обеспечивающие равные гражданско-правовые позиции сторон - СРП, сервисные контракты);

. концессионные соглашения (договоры особого рода, с сильным регулятивным элементом со стороны собственника ресурсов)

Международные нефтяные компании обычно осуществляют свою деятельность на основе исключительной лицензии или контракта на право разработки месторождения. Исключительные лицензии предоставляются владельцем нефти на месте (им может быть как государство, так и частные владельцы, как например, в США) юридическому лицу, обладающему необходимой квалификацией и финансовыми возможностями.

В большинстве стран собственность на нефть принадлежит государству и таковой от имени государства распоряжается правительство. Исключительная лицензия предоставляет держателю (лицензиату) право добычи нефти из месторождения. Собственность на нефть переходит к лицензиату с того момента, когда нефть начинает поступать в скважину, пробуренную последним, до истечения срока лицензии

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Безработица и её типы. Проблемы безработицы в России
Одним из проявлений макроэкономической нестабильности и ведущей проблемой экономического развития выступает безработица. В настоящее время безработица представляет собой важную макроэкономическую проблему, оказывающую влияние на все сферы общественной жизни. От масштабов безработицы зависят ос ...

Государственное регулирование научной и инновационной деятельности Республики Беларусь
Состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она позволяет решать задачи перестр ...