Влияние трудовой миграции на рынок труда

Спрос населения на работу за границей велик: по оценкам Минтруда, в настоящее время численность желающих выехать на работу и состоящих на учете в системе Минтруда превышает 25 тыс. человек. Фактические объемы зарегистрированной трудовой миграции поглощают только небольшую часть этого спроса, поскольку имеются большие затруднения с заключением долговременных договоренностей с зарубежными странами о вывозе рабочей силы. Во многих случаях длительные переговоры по этим вопросам так и заканчиваются на стадии договоров о намерениях; ряд заключенных договоров предусматривает лишь небольшие квоты на принятие работников из Узбекистана.

Трудовая миграция населения Узбекистана экономически выгодна и стране, и самим ее участникам.

С ее помощью обеспечивается приток твердой валюты в страну, в определенной мере уменьшается напряженность на рынке труда, особенно в таких густонаселенных регионах, как, например, Ферганская долина. Кроме того, укрепляется предпринимательский потенциал страны, возрастает число мобильных, предприимчивых людей, имеющих практический опыт выхода на международные рынки труда. Тем самым, трудовая миграция стимулирует предпринимательство, способствует развитию малого бизнеса, торговли. Немалая часть мигрантов, возвратившихся домой с хорошими деньгами, вкладывает их в открытие своего дела или уже функционирующей структуры.

Формируя принципы и цели государственной политики в сфере внешней занятости, целесообразно исходить из необходимости выработки путей и методов цивилизованной интеграции населения в мировое сообщество и в мировой рынок труда.

В обобщенном виде основными целями и задачами политики внешней трудовой миграции должно стать следующее:

· пополнение валютных поступлений в страну;

· расширение взаимодействия с другими странами в трудовой сфере;

· вывод своих граждан на мировые рынки труда;

· снижение демографического давления на национальный рынок труда;

· приобретение гражданами Узбекистана новых трудовых и профессиональных навыков;

· повышение квалификации и конкурентоспособности рабочей силы, приобщение ее к передовым технологиям;

· развитие мобильности, предприимчивости кадров, приобщение их к рыночным формам организации трудовой деятельности.

Следует признать, что рынок услуг в сфере занятости, в том числе внешней, в Узбекистане крайне ограничен. Исходя из этого, Концепция внешней занятости населения Узбекистана должна предусматривать легализацию частнопосреднической деятельности по трудоустройству своих граждан за границей. Лицензирование частнопосреднической деятельности и контроль за её осуществлением должны закрепляться за государственными органами.

Учитывая, что объемы трудовой миграции увеличиваются, расширяется география трудовых связей, Узбекистану, видимо, целесообразно присоединиться к Международной конвенции о защите прав всех трудящихся - мигрантов и членов их семей, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции 45/158 от 18 декабря 1990 года. Она является основой обеспечения правовой защиты наших граждан, выезжающих на работу за границу.

При формировании политики внешней занятости именно государство должно стать системообразующим регулятором организационного трудоустройства своих граждан за границей, активно влиять на структуру эмиграционных потоков, сообразуясь с интересами страны. В этих целях необходимы: развитая нормативно-правовая база временной трудовой миграции, комплексный механизм её регулирования, чётко действующий институт лицензирования и контроля за деятельностью посреднических организаций, расширение договорно-правой базы, постепенное формирование более современного типа временной трудовой миграции, характерного для развитых стран.

Несмотря на то, что трудовая миграция в Узбекистане имеет определенное правовое обеспечение, требуется дальнейшая работа в этом направлении, так как быстро возросла конкуренция между странами, вывозящими свою рабочую силу. Поиск путей расширения соглашений с другими странами осуществляется только Министерством труда. При большей заинтересованности государства такую работу могли бы проводить и Министерство Иностранных Дел и его структуры на местах и практически каждое министерство, поскольку они имеют определённые контакты с другими странами и могут выйти на потенциальных работодателей.

Трудовую миграцию в Узбекистане необходимо также укрепить организационно. В стране целесообразно создавать более масштабную структуру по отправке рабочей силы за рубеж, чем ныне действующее Республиканское агентство по делам трудящихся-мигрантов. По примеру других стран, можно создать Департамент внешней занятости населения и соответствующий организационно-управленческий механизм. В настоящее время работа в этом направлении уже ведется.

Перейти на страницу: 1 2 

Виды безработицы, формы их реализации и специфика проблемы занятости в России
Труд и земля - два основных источника богатства, два основных фактора роста производства, поскольку все остальные факторы - капитал, организация, информация - это дело рук и разума человека. Поэтому общество на всех этапах развития интересовал вопрос об эффективности использования рабочей силы ...

Безработица как социально-экономическое явление
Одной из коренных социально-экономических проблем развития российского общества на современном этапе развития, является проблема безработицы. Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах главной производительной силы общества - рабочей силы, существенное сокращение потенциаль ...