Оценка законодательных норм, действующих в сфере занятости населения

В Узбекистане с учетом социальной направленности государственной политики вопросы трудоустройства и занятости населения всегда были и остаются актуальными. Обилие трудовых ресурсов, высокий уровень конкуренции в сфере спроса и предложения рабочей силы, как правило, ведут к обострению борьбы на данном рынке, что порождает проблемы социального характера для лиц, не способных конкурировать на рынке труда наравне со всеми.

В настоящее время в сфере занятости действует целая система законодательных актов. Основные среди них - Трудовой кодекс, утверждённый Законом Республики Узбекистан от 21.12.1995 г. и введенный в действие с 01.04.1996 г., устанавливающий государственные гарантии осуществления конституционного права на труд граждан, и Закон "О занятости населения" от 13 января 1992 года. Новая редакция Закона содержит специальную статью, раскрывающую принципы государственной политики в области занятости населения. При этом дополнительные гарантии трудоустройства установлены отдельным категориям граждан, испытывающим трудности в поиске работы и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда. К ним относят: одиноких и многодетных родителей, имеющих детей в возрасте до 14 лет и детей-инвалидов; выпускников средних специальных, профессиональных и высших образовательных учреждений республики; инвалидов; лиц, уволенных со срочной военной службы; лиц предпенсионного возраста, состоящих на учете в районных (городских) центрах содействия занятости и социальной защиты населения в качестве ищущих работу; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, или подвергавшихся принудительным мерам медицинского характера по решению суда.

Защита прав перечисленных лиц осуществляется различными способами. Это разработка и реализация программ занятости населения; создание дополнительных рабочих мест, специализированных предприятий, включая предприятия для труда инвалидов; организация специальных программ обучения; установление предприятиям, учреждениям и организациям минимального количества рабочих мест для трудоустройства указанных категорий граждан, а также другие меры, предусмотренные законодательством.

К примеру, трудоустройство инвалидов возложено на районные (городские) центры содействия занятости. Также, трудоустройство граждан, которые испытывают затруднения в поиске работы и не могут конкурировать на рынке труда, осуществляют органы государственной власти на местах путем резервирования рабочих мест на предприятиях. Необходимо отметить, что эти рабочие места создаются за счет собственных средств работодателя.

Кроме этого, с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда, местными хокимиятами по предложению районных (городских) центров содействия занятости рабочие места могут быть зарезервированы и для других категорий граждан, например, зачисленных в мобилизационный призывной резерв (МПР), неработающих женщин с малолетними детьми, лиц, страдающих социально значимыми, но не представляющими опасности для окружающих заболеваниями.

Резервирование рабочих мест осуществляется без участия работодателей на основании решений хокимов. Предложения о резервировании рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите и испытывающих затруднения в поиске работы, формируются центрами содействия занятости и вносятся в местные органы государственной власти для принятия соответствующих решений отдельно по организациям, расположенным на их территориях.

Законодательство допускает установление квоты рабочих мест для организаций, среднесписочная численность работников которых составляет более 20 человек. При этом для трудоустройства инвалидов минимальное количество рабочих мест устанавливается и резервируется в размере не менее 3% от общего числа работников. Суммарное же количество резервируемых рабочих мест в соответствии с решением местного органа государственной власти не может устанавливаться свыше 7% от среднесписочной численности работников организации.

Так, согласно пункту 7 Положения о порядке резервирования рабочих мест для трудоустройства лиц, нуждающихся в социальной защите и испытывающих затруднения в поиске работы (приложение N 1 к Постановлению КМ от 20.08.2008 г. N 186) обязанность работодателя по резервированию рабочих мест признается выполненной в момент трудоустройства граждан соответствующих категорий на зарезервированные рабочие места. При внесении предложений по резервированию рабочих мест для конкретной организации центрами содействия занятости обязательно должны учитываться профессиональная структура работ и специфические особенности деятельности предприятия, для инвалидов - параметры программ их реабилитации.

Перейти на страницу: 1 2

Экономическая сущность и принципы аренды
Преобразования при переходе к рыночным отношениям потребовали поиска новых форм хозяйственных отношений и структур управления. Экономика предприятия была основана не столько на экономических методах, сколько на командном руководстве сверху. Опыт развитых стран подтверждает, что только высокая ...

Выбор и обоснование метода вычисления ставки дисконтирования при оценке эффективности инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли
Нефтегазовый комплекс (НГК) играет ключевую роль в экономике России и формирует около 20 % ВВП, 50 % нефтегазовых доходов в структуре федерального бюджета, 68 % валютных поступлений от экспорта нефти, газа и продуктов переработки в общем объёме экспорта, около 30 % общего объема инвестиций. ...