Государственная поддержка предпринимательства

чиновник хуже разбирается в устройстве рынка, чем предприниматель;

чиновники России плохо осведомлены о состоянии мировых рынков;

промышленная политика нередко создает обильную почву для коррупции.

Однако не каждому государственному служащему требуется знать детально устройство рынка, состояние мировых рынков. Что касается коррупции, то ее уровень зависит не только от возможности государства влиять на экономику. Главное же в том, что государственная служба осуществляет полномочия государственных органов иным чем прежде путем. Она выполняет прежде всего следующие функции, в том числе по поддержке предпринимательства: информационно-аналитическую, планово-прогностическую, подготовки решений, организации и выполнения принятых законов и нормативно-правовых актов, контроля исполнения.

Объективная своевременная информация является основой для принятия управленческих решений, уменьшения потерь от риска их реализации. Предпринимателей в первую очередь интересует финансовое положение партнеров, политика государства в той или иной области. Практика, однако, показывает, что органы, контролирующие эту сферу хозяйственного оборота, не всегда удовлетворяют спрос на информацию из-за бюрократизма, мздоимства. Да и сама информация во многих случаях обладает низким качеством.

Из потребностей предпринимателей вытекает необходимость усиления работы государственных органов в данной области с учетом особенностей малого, среднего и крупного бизнеса. В то же время структура органов государственного управления в сфере поддержки бизнеса, как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации, на наш взгляд, сформирована без учета всей сложности и многообразия решаемых проблем. На федеральном уровне она сложилась в значительной мере стихийно. Во многих случаях функции, сферы деятельности и уровень ответственности отдельных министерств и ведомств не соответствуют поставленным задачам. Органы исполнительной власти при разработке и реализации программ и мероприятий по поддержке предпринимательства нередко исходят из ведомственных интересов. Возникающие в результате этого затруднения, параллелизм и дублирование при выполнении тех или иных функций сопровождаются принятием непродуманных решений, распылением ресурсов. Особенно отрицательно это сказывается на взаимодействии с регионами, предпринимательскими объединениями, а также на организации международных контактов и подготовке проектов.

Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства при высших органах исполнительной власти субъектов Федерации. Тем не менее координация организаций, специализирующихся на поддержке малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, еще далека от совершенства.

К ведению Федерации законодательством отнесено определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки этого сектора: регламентация порядка создания и деятельности федеральных органов исполнительной власти и распределение полномочий между ними; разработка и организация федеральных программ и проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета; установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в государственный бюджет и во внебюджетные фонды РФ. Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса на своей территории с учетом местных особенностей и условий, в том числе принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов. Представляется, что в перспективе будет преобладать тенденция к дальнейшей децентрализации и расширению прав регионов и местного самоуправления в данной сфере. Эффективность децентрализованных подходов подтверждает опыт развитых стран. Так, особенностью Германии как федерального государства является высокая степень политической и хозяйственной самостоятельности федеральных земель. Детально отработанная система распределения компенсации позволяет, в частности, правительствам земель выполнять специальные программы развития, в то время как федеральное правительство реализует собственные мероприятия и программы федерального уровня на той же территории. В определенных случаях возможно, например, долевое финансирование того или иного проекта одновременно в рамках федеральных и земельных программ. Свои особенности имеет распределение полномочий в сфере малого бизнеса и соотношение централизованных и региональных мер его поддержки и в таких странах, как США, Япония, Испания. Зарубежный опыт в данной области весьма полезен при совершенствовании распределения функций между центральными и местными органами власти и управления в России. Программа действий правительства РФ на 1995-1997 гг. впервые включала меры по поддержке предпринимательства как одного из основных факторов структурных и институциональных преобразований в экономике. Предполагалось, что устойчивая стабилизация производства и возобновление экономического роста могут быть достигнуты при быстром росте малого конкурентоспособного сектора экономики, использовании присущей ему инициативы.

Перейти на страницу: 1 2 3

Версия рыночного равновесия А. Маршалла
Английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) является автором огромного труда «Принципы экономической науки» (по-другому назван, «Принципы политической экономии»). Этот человек ввел понятие «экономика», и объяснил, как он понимает предмет экономической науки. Он считал, что термин « экон ...

Внешние эффекты и общественные блага
Рынок - форма взаимоотношений между свободно функционирующими экономическими субъектами по поводу распределение благ. Рынок как механизм распределения и использования ограниченных ресурсов основан не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене. Следовательно, он имеет ряд преимущес ...