Экономические методы влияния на предпринимательство

Одна из важных задач государства - создание экономических условий для развития предпринимательства. В настоящее время они крайне неблагоприятны: нет инвесторов, падает платежеспособный спрос, отсутствуют ресурсы и т.д. Поиск рынков сбыта продукции стал главным фактором выживания предприятий. В ходе приватизации не решена задача избавления бюджета от необходимости дотирования убыточных предприятий.

Приватизация имеет особое значение. Попытка ориентироваться только на негосударственные коммерческие организации и иностранных инвесторов как эффективных собственников бывших государственных предприятий не оправдала себя.

Коммерческие организации в период массовой приватизации не захотели стать собственниками государственных предприятий, поскольку это не сулило высокой прибыли и быстрой окупаемости капиталовложений.

Иностранные инвесторы весьма осторожно подходили к покупке акций предприятий в силу недостаточности политических и правовых гарантий последующей деятельности. Однако в тех случаях, когда гарантии предоставлялись, иностранные инвесторы не всегда становились эффективными собственниками. Так случилось, например, с российской алюминиевой промышленностью. Лондонская торговая компания Trans World Metals Ltd стала владельцем 50% капитала крупнейшего в мире Братского алюминиевого завода, 60% - третьего по величине в России Саянского алюминиевого завода и долей капитала других предприятий отрасли. Они имеют ряд льгот за счет российского бюджета (более 300 млн долл. в год): избавлены от пошлин за ввоз и вывоз продукции, пользуются льготными тарифами за электроэнергию. В результате рентабельность торговой компании достигла сотен процентов, но она практически ничего не вложила в модернизацию российских заводов. Частные собственники также не стремились покупать предприятия, а если и покупали, то не для развития производства, а для проведения выгодных финансовых операций. Приватизация показала, что часть руководителей вопреки интересам предприятий создала коммерческие структуры для сбыта продукции и присвоения подчас всей прибыли, принадлежащей предприятию, "увода" большей ее доли за счет задержки перечисления полученных за проданную продукцию средств.

Не оправдали себя инвестиционные конкурсы, при которых победитель получает в собственность, как правило, относительно небольшой пакет акций обреченного предприятия, но зато по цене значительно ниже рыночной.

Первый опыт приватизации показал неперспективность искусственного форсирования формирования новых собственников, применения чисто административных методов, игнорирования мотивации деятельности новых собственников и требований цивилизованного рыночного хозяйства. Ожидающийся новый этап приватизации будет означать и новый передел собственности с целью передачи ее эффективным владельцам.

Особое значение для предпринимательства имеет налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг и формированию на этой основе централизованных фондов финансовых ресурсов, прежде всего государственного бюджета. При переходе к рыночной экономике налоговая политика должна стимулировать эффективные формы хозяйствования, создавать условия для привлечения иностранных инвестиций и кредитных ресурсов, повышения уровня производства и его рентабельности. Обычно налогообложение выполняет стимулирующую, перераспределительную и контрольную функции.

К сожалению, налоговая политика отличается недостаточной гибкостью, сложностью налогов, чрезмерной жесткостью и централизацией. Особый вред наносит ее конфискационный и фискальный характер: через налоги у предприятий изымается до 85 - 90% прибыли. Избегая высокого налогообложения, предприятия нередко стремятся уменьшить прибыль путем увеличения затрат.

Налоговая политика повернута в противоположную от производства и предпринимателей сторону. Огромный ущерб наносит многократное обложение доходов (например, на федеральном уровне применяются налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, госпошлина, сборы за пользование природными ресурсами, за операции с ценными бумагами и т.д.). Всего существует более 150 наименований налогов. Это повышает стоимость товаров, снижает их конкурентоспособность на мировых рынках.

Система налоговых льгот сформировалась в основном в 1993 - 1995 гг. и была направлена на сохранение и создание рабочих мест для незащищенных слоев населения, сдерживание роста цен на социально значимые товары (хлеб, молоко, медикаменты), оборудование, работы и услуги, оплачиваемые из бюджета.

Однако в связи с изменением экономической ситуации в стране значительное число льгот перестало решать задачи, ради которых они устанавливались. Произошло насыщение рынка, главным ограничителем роста стал платежеспособный спрос.

Перейти на страницу: 1 2

Государственное регулирование рыночной экономики
В современном мире существует четкое понятие, что рыночная экономика не может существовать сама по себе и необходимо присутствие государства для урегулирования тех или иных перекосов в экономических процессах. В противном случае, экономические отношения в обществе зайдут в тупик, так как сущно ...

Экономическая роль профсоюзов мировой и российский опыт
Моя работа посвящена изучению экономической роли одного из важнейших факторов рынка рабочей силы - профсоюзному движению. Деятельность профсоюзов существенно связана с такими фундаментальными сферами жизни общества, как социальная сфера и производство. Хотя бы, поэтому эта тема должна быть все ...