Экономическая мысль в период схоластики (Фома Аквинский)

Переходя к рассмотрению взглядов выдающегося средневекового философа и теолога Фомы Аквннского, следует подчеркнуть важную особенность развития не только экономической мысли, но и науки в целом в Средние века. В эту эпоху в Западной Европе огромную роль во всей общественной жизни играла католическая церковь, и основной вклад в развитие экономической мысли вносили католические богословы (теологи) и церковные юристы (канонисты).

Теологи и канонисты продолжали традиции Аристотеля и других античных философов, трактовали экономические явления с точки зрения их естественности и соответствия природе человека и формулировали свое отношение к ним с позиций христианской морали, буквы и духа Священного Писания.

В своей знаменитой работе «Сумма теологии» Фома Аквинский использует при анализе различных проблем своеобразную методику. Книга представляет собой ряд трактатов, которые, в свою очередь, состоят из так называемых вопросов. В общей сложности Фома Аквинский рассматривает 512 вопросов. Анализ этих вопросов построен в традиционной для философии схоластики форме университетских диспутов: формулируя то или иное положение, Фома Аквинский сначала излагает «возражения» (бытующие суждения, опровергающие это положение). Затем он приводит контраргументы в защиту данного положения, которые берет из Священного Писания, трудов известных богословов или сочинений Аристотеля, чей авторитет в Средние века был столь высок, что Фома называет его просто «философом». Наконец, в завершение Фома Аквинский излагает собственное решение проблемы.

Следует подчеркнуть, что для Фомы Аквинского исследование экономических явлений представляет интерес лишь постольку, поскольку это связано с изучением проблемы справедливости. Другими словами, экономические взгляды Фомы Аквинского являются составной частью его моральной философии и излагаются им ради установления норм поведения людей на основе христианской этики.

Во второй части «Суммы теологии» Фома Аквинский рассматривает вопросы торговли, денег и цены, кредита и процента. Следуя традиции Аристотеля, он анализирует эти явления с точки зрения «коммутативной справедливости», т.е. ставит этическую проблему справедливости в обмене и ценообразовании.

Фома Аквинский рассуждает о справедливой цене, т.е. цене, которая обеспечивает коммутативную справедливость, в духе Аристотеля. По его мнению, «греховно получать прибыль от обмана, продавая вещи дороже, чем их справедливая цена, потому что это сродни обману своего соседа или причинению ему вреда». Для Фомы Аквинского справедливая цена любого товара - это, прежде всего, цена, которая устанавливается при отсутствии в торговой практике мошенничества или монополизма, т.е. она предполагает эквивалентный обмен и не может быть связана с обманом или принуждением. Как в этом случае следует относиться к стремлению продавца получить прибыль? Все зависит от цели, к которой стремится купец. Торговать с целью получения прибыли недопустимо. Иное дело, если полученная прибыль используется для благой цели - помощи бедным, поддержки семьи или общественной пользы. Кроме того, прибыль может быть вознаграждением за труд купца, если он понес затраты в связи с перевозкой товара или изменил продаваемую вещь к лучшему. Наконец, Фома Аквинский допускает возможность более высокой оплаты (т.е. получения дополнительной выгоды), если продавец отдает вещь, имеющую для него особую ценность.

При рассмотрении денег Фома Аквинский говорит, что они должны служить средством обмена товаров и единицей учета, т. е. инструментом измерения для сравнения относительных ценностей обмениваемых товаров. На таком подходе к определению сущности денег базируется и его отношение к кредиту. С точки зрения концепции справедливой цены практика взимания процента противоречит коммутативной справедливости. Согласно логике Фомы Аквинского, передача кредитором денег заемщику (как и продажа любого другого товара) означает передачу права собственности и, следовательно, права пользования деньгами и получения выгод, которые возникают в процессе использовании денег. Требовать в этом случае процент за пользование деньгами фактически означает требовать двойную оплату за один и тот же товар. Нельзя отделять употребление вещи от самой вещи. Исходя из этой логики, взимание процента устанавливает неравенство и нарушает справедливость.

В своем трактате Фома Аквинский рассматривал и другие атрибуты товарного хозяйства. В трактовке денег он придерживался номиналистической теории их происхождения, признавал необходимость их как меры стоимости и средства обращения. Его отношение к ростовщичеству и торговле страдало противоречивостью. С одной стороны, он осуждал ростовщичество, а с другой - обосновывал благопристойность ссудных операций осуществляемых церковью. Он осуждал торговлю с целью получение прибыли, но в целом - оправдывал ее. Случаи, когда вещь можно продать дороже цены, за которую купил:

Если в вещи произошли некоторые улучшения;

Перейти на страницу: 1 2

Государственное регулирование оплаты труда
Оплата труда служит важным элементом экономической системы, проявляющимся на различных уровнях. Так, преобладающая мотивация определяется оплатой труда на уровне индивидуальных участников рыночных отношений. Здесь особое значение имеет государственное регулирование основ оплаты труда, связанны ...

Государственное регулирование экономики в переходный период
Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависит от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Функции и способы регулирования экономики меняются в зависимости от конкретных исторических условий, тем не менее основополагаю ...