Социально-экономические последствия безработицы

В современной экономике экономические потери от массовой безработицы значительно больше, чем потери, связанные, например, с монополизацией рынков. В целом негативные последствия существования безработицы можно разделить на экономические и социальные. Рассмотрим экономические издержки безработицы:

- недоиспользование рабочей силы, а значит, и недопроизводство валового внутреннего продукта;

- отставание реально произведенного ВВП от потенциального ВВП, который мог бы быть создан в условиях полной занятости;

- неравномерное распределение издержек безработицы среди различных групп: более высокий уровень безработицы у неквалифицированных рабочих, среди молодежи, национальных меньшинств и женщин.

Наиболее серьезное следствие безработицы - снижение объема производимого ВВП ниже потенциального уровня. Известный исследователь макроэкономических проблем А. Оукен математически выразил зависимость между уровнем безработицы и невыпущенным объемом продукции. Эта зависимость получила название закона Оукена. Закон гласит, что процентная величина падения объема производства по сравнению с его уровнем при полной занятости равняется проценту роста безработицы, умноженному на определенный коэффициент:

(Q1 - Q2) /Q2= K(Y1 - Y2), (2.1)

где Q1,Q2 - потенциальный и фактический объем производства соответственно;1,Y2 - фактический уровень безработицы и уровень безработицы при полной занятости;

К - коэффициент, установленный эмпирическим путем и равный 2,5.

Закон Оукена показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1 процент, то отставание объема производства составляет 2,5 процента [11, с. 448].

Социальные издержки безработицы:

- потеря работы является большой личной трагедией. Психологические исследования показывают, что увольнение обычно столь же пагубно сказывается на психике, как смерть близкого друга;

- деквалификация лиц, потерявших работу, утрата чувства самоуважения, люди не могут проявить себя и профессионально самореализоваться;

- упадок моральных устоев в обществе. Безработица приводит к бездеятельности и может повлечь деградацию человека;

- чем выше уровень безработицы, тем выше уровень разводов, самоубийств, сердечно-сосудистых заболеваний.

- общественные и политические беспорядки. Массовая безработица может привести к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам.

Последствием безработицы может быть обострение и даже социальный взрыв, если ее размеры превысят допустимый уровень. В зарубежной литературе такой критической величиной считают уровень безработицы в 10-12 процентов [7, с. 189].

Серьезные негативные социально-экономические последствия безработицы повышают ответственность государства за обеспечение занятости трудоспособного население. Эти задачи сопряжены с целью достижения полной занятости в экономике. Достижение полной занятости связано с обеспечением сбалансированности численности трудоспособного населения и количества необходимых для него рабочих мест. Осуществляя политику занятости, государство реализует программы:

- по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;

- программы, направленные на подготовку, переподготовку, повышение квалификации безработных;

- содействия найму рабочей силы, предполагающие стимулирование работодателей по созданию новых рабочих мест;

- по социальному страхованию безработицы, предусматривающие обеспечение социальных гарантий и компенсаций безработным и высвобожденным работникам.

Проведение этих программ предполагает конкретные действия государства:

- сокращение законодательно установленной продолжительности рабочего времени в периоды массовой безработицы;

- создание новых рабочих мест и организацию общественных работ (например, в области инфраструктуры - для постройки дорог);

- ограничение предложения рабочей силы за счет ограничения въезда в страну иностранных рабочих;

- запрета детского труда и т. п.

Немаловажное значение при реализации программ стимулирования занятости играют биржи труда, представляющие собой в большинстве своем государственные учреждения, которые выполняют функцию посредника между нанимателями (предприятиями и фирмами), с одной стороны, и потенциальными наемными работниками, с другой. Эти учреждения осуществляют учет безработных, содействуют их трудоустройству, изучают спрос и предложение на рынке труда, содействуют желающим переменить занятие.

Перейти на страницу: 1 2

Выбор роботизированного либо гибкого автоматизированного производства на основе расчета календарно-плановых нормативов
Цель данного курсового проекта: произвести выбор роботизированного (режим работы 2-хсменный) либо гибкого автоматизированного производства (режим работы 3-хсменный) на основе расчёта календарно-плановых нормативов. Задача курсовой работы: определение эффективности. Для этого в процессе выпол ...

Внешнеторговая деятельность Республики Беларусь
Международная торговля, как известно, основана на различиях, существующих между странами в климате, факторах производства, инновационных возможностях и т.д. Структуру мировой торговли и торговой политики различных стран может объяснить концепция независимости, взаимодействия и зависимости. Б ...