Пути снижения безработицы, государственная политика занятости

К примеру, по данным того же Росстата, общая численность безработных, классифицируемых по критериям МОТ, в 3,5 раза превысила результат, полученный службами занятости. Последние вообще демонстрируют по этим показателям большие успехи: в конце апреля по сравнению с мартом число клиентов там поубавилось на целых 4,5 процента. Объяснение такое. По опросам, в том же апреле 68 процентов безработных искали вакансию самостоятельно, без содействия служб занятости.

Так, может, стоит ориентироваться на показатели, полученные по методике МОТ?

Но и к ней стоит относиться с осторожностью. Исследование МОТ проводится путем социологического опроса нескольких десятков тысяч человек в разных регионах. При этом в число безработных записываются только те, кто согласен на любую работу и готов заступить на трудовую вахту чуть ли не на следующий день. А например, квалифицированный инженер, ищущий место, подобающее своей квалификации и не готовый работать дворником, под категорию безработного не подпадает. И таких привередливых, как считают эксперты, не менее 5 миллионов человек - больше, чем число тех, кто признан безработным, их насчитывается 4,4 миллиона. То есть в числе этой категории нетрудящихся оказывается едва ли не седьмая часть всех трудоспособных граждан, или около 10 миллионов человек.

Но это еще не все. Если судить по тому, за какое количество работников работодатели отчисляют страховые взносы в социальные фонды, то к указанным цифрам придется прибавить еще порядка 15 миллионов. Выходит, не права официальная статистика: реально не имеющих работы в России больше, чем в той же Испании или Греции. Возразите, дескать масштабы разные? Правильно. Но и в относительных показателях (по отношению к общему числу трудоспособного населения) наши порядка 30 процентов реальной безработицы - это больше испанских и греческих 22-25. И чуть ли не в четыре раза больше уровня безработицы, например, в США.

Кстати, МОТ обращает внимание еще и на то, что количество так называемых самозанятых в России составляет порядка 25 процентов трудоспособного населения. Причем оно растет. По данным МОТ получается, что их абсолютное число - на минуточку - около 18 миллионов человек. Это индивидуальные предприниматели, люди творческих профессий, фрилансеры, те, кто продает выращенную на приусадебных участках или в индивидуальных фермерских хозяйствах продукцию на рынке, разного рода сезонные рабочие, частные строительные бригады, домработницы, прочие работники теневого сектора экономики и, наконец, откровенный криминал. Каждый четвертый трудоспособный россиянин не работает ни на государство, ни на частных работодателей.

В правительстве уверены, что новая волна кризиса до российского рынка труда не докатится. А если что и случится, у государства достаточно ресурсов для того, чтобы не допустить коллапса. «По сравнению с 2008 годом у нас есть законодательная рамка, чтобы очень быстро развернуть пакет антикризисных мер», - говорит Максим Топилин. «Рамка» действительно есть. Существует даже закон «О занятости населения в Российской Федерации», принятый еще в далеком 1991-м. Однако сами граждане, как показывают опросы, не слишком верят, что государство в состоянии помочь им найти достойную работу.

Согласно опросам ВЦИОМ, проведенным, правда, еще в марте прошлого года, в проблемах безработицы россияне склонны винить именно государство, а не мировой кризис. Об этом тогда заявили 68 процентов опрошенных. А вот работодателей клеймили только 15 процентов. И вряд ли за год этот расклад изменился существенным образом. Не верят наши сограждане и в эффективность работы госслужб занятости. Тем более что с 1 января этого года их финансирование из ведения федерального центра было передано на уровень регионов. Правительство оставило за собой только выплату пособий по безработице и разных видов материальной помощи. Размер пособия сегодня не превышает 4900 рублей в месяц.

«Как правило, в эти службы обращаются только те, кто отчаялся найти работу самостоятельно. Это либо инвалиды, либо матери с малолетними детьми на иждивении, либо лица с недостаточной подготовкой. То есть те, кого работодатели не хотят брать по причинам, никак не связанным с квалификацией соискателей», - поясняет Евгений Гонтмахер.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Государственное регулирование научной и инновационной деятельности Республики Беларусь
Состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она позволяет решать задачи перестр ...

Выбор наиболее эффективного варианта расширения предприятия
Переход народного хозяйства России к рыночной системе экономических отношений порождает множество связанных с этим проблем, среди которых одно из главенствующих положений занимают проблемы инвестирования. При наметившемся росте инвестирования российская экономика продолжает испытывать недост ...