Проблемные вопросы на рынке труда РФ и пути их решения

Рынок труда является важным элементом рыночной экономики наряду с рынком товаров и рынком капитала. При этом рынок труда, будучи объектом государственного регулирования, приобретает характер экономико-правовой категории.

Он представляет собой особую совокупность экономических и правовых отношений, связанных с обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса и предложений на рабочую силу. Субъектами этих отношений выступают безработные граждане, работодатели и государство, имеющие на рынке свои общие и особые интересы.

В решении проблемы занятости населения наряду с органами службы занятости и работодателями активную роль призвано сыграть государство, его политика в области содействия занятости населения. При этом важно подчеркнуть, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан, нацеленную на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Главная функция государства на рынке труда - обеспечение его цивилизованной формы. Это достигается в настоящее время главным образом деятельностью Федеральной службы труда и занятости (Роструд), находящейся в ведении Минсоцразвития.

Трудовое законодательство России, провозглашая гарантии реализации права граждан на труд, установило, что государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории РФ:

свободу выбора вида занятости, в том числе работу с различными режимами труда;

бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны органов Федеральной службы по труду и занятости;

предоставление предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работы выпускникам учебных заведений;

- бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе службы труда и занятости или по ее направлению в иных учебных заведениях с выплатой стипендии;

компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы труда и занятости;

возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан;

правовую защиту от необоснованного увольнения.

Эти положения в общих чертах определяют государственную политику в области обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд.

Однако в области обеспечения занятости граждан существует ряд проблем, которые требуют их решения.

Обращаясь к проблемам правового регулирования содействия занятости и трудоустройства в современных условиях, мы всё чаще начинаем оперировать таким понятием, как рынок труда, который в самом общем виде представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в сфере реализации спроса и предложения способности человека к труду (рабочей силы).

Очевидно, что рынок, как правило, характеризуется отсутствием каких-либо методов планово-распорядительного управления и предполагает ограниченное вмешательство со стороны государства. Однако необходимость такого вмешательства в сферу рынка труда в России существует. Это объясняется рядом проблем, среди которых на первом месте безработица.

Рост безработицы в России пришёлся на начало 90-х гг. ХХ в. и был обусловлен такими причинами, как

· приватизация государственных предприятий и, как следствие, массовые увольнения работников;

· сокращение Вооружённых сил и численности предприятий военно-промышленного комплекса;

· отмена системы планового распределения выпускников учебных заведений;

· усиление процессов миграции, сопровождающееся появлением значительного количества беженцев и вынужденных переселенцев, и рядом других.

Как отмечается в утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2003 г. Концепции действий на рынке труда на 2003-2005гг., современный рынок труда продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х гг. В 1990-1998 гг. численность занятых уменьшилась с 75,3 до 63,6 млн. человек, или на 15,3%. Среднегодовая численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в 2000-2001 гг., составляла 1,5% экономически активного населения; в 2002 г. соответствующий показатель вырос до 1,8 %. Существенную долю российского рынка труда составляет неформальный сектор экономики.

Сохраняются значительные различия в уровне безработицы в субъектах РФ вследствие дифференциации экономического развития регионов и низкий трудовой мобильности населения. В 2002 г. девять субъектов РФ отнесены к территориям с напряжённой ситуацией на рынке труда.

Большие различия в уровнях безработицы в пределах каждого года и сравнение уровней двух лет позволяют сделать некоторые обобщения.

Во-первых, уровень безработицы среди "белых воротничков" ниже, чем у "синих воротничков", и первых реже увольняют во время спада, чем последних. Это происходит потому, что "белые воротнички" заняты в отраслях промышленности, меньше подверженных циклическим колебаниям (сфера услуг и производство товаров кратковременного пользования), или они работают в собственной фирме. Кроме того, фирмы менее склонны увольнять квалифицированные "белые воротнички", в обучение которых они вложили значительные средства.

Перейти на страницу: 1 2 3

Демографическая ситуация в Самарской области анализ и перспективы
В последнее десятилетие демографические процессы, происходящие в нашем государстве, имеют ярко выраженный негативный характер. Низкая рождаемость в сочетании с высокой смертностью привели к эффекту депопуляции, а также к явлению, получившему название «русский крест». Это выражается в естестве ...

Выбор и обоснование метода вычисления ставки дисконтирования при оценке эффективности инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли
Нефтегазовый комплекс (НГК) играет ключевую роль в экономике России и формирует около 20 % ВВП, 50 % нефтегазовых доходов в структуре федерального бюджета, 68 % валютных поступлений от экспорта нефти, газа и продуктов переработки в общем объёме экспорта, около 30 % общего объема инвестиций. ...