Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь

Сложность и противоречивость проблемы безработицы подчеркивают особую важность государственной политики занятости.

В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики:

социальной

макроэкономической

в сфере занятости

Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Политика занятости опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми, согласно Закону о занятости, признаны:

• обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь;

• обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;

• предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

• содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

• принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;

• участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;

• международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Активный тип регулирования занятости отличается тем, что государство оказывает влияние не на последствия происходящего, а на само явление - на состояние рынка труда. При этом могут использоваться два основных метода воздействия.

Первый метод - повышение спроса на рабочую силу, что осуществляется двумя основными способами:

) общеэкономическим;

) созданием нетипичной занятости.

Общеэкономическими мерами увеличения спроса на рабочую силу служат:

расширение свободы работодателей в решении вопросов занятости;

льготное налогообложение там, где нужно увеличить спрос на рабочую силу;

кредитные льготы тем работодателям, которые повышают спрос на рабочую силу;

установление дотаций при обеспечении занятости для групп лиц с низкой конкурентоспособностью (инвалиды, молодежь).

Меры по созданию нетрадиционной занятости включают в себя:

общественные работы;

надомные работы;

занятость по вызову и др.

Второй из методов, составляющих активный тип регулирования занятости, представлен мерами по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда. Эти меры состоят в следующем:

расширение государственных и поддержка негосударственных программ по подготовке кадров как общеобразовательной, так и профессиональной. При этом структура подготовки кадров должна предопределяться необходимой структурной перестройкой экономики; подготовка кадров должна вестись на самом высоком современном уровне; все субъекты общества должны иметь в системе подготовки равные возможности, выделяться могут лишь способности;

повышение пособий и сроков отпуска по уходу за малолетними детьми как средство оттока рабочей силы с рынка труда;

введение учебных и творческих отпусков, что содействует сокращению предложения рабочей силы сегодня, но обеспечивает более высокую ее продуктивность завтра.

Такие и другие меры активной политики поддерживаются со стороны МОТ (Конвенция № 142).

В нынешних условиях можно предложить лишь некоторые меры, направленные на недопущение массовой безработицы, снижение напряженности на рынке труда и достижение наиболее полной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, как по объему, так и по структуре.

Определяющее место в формировании спроса на рабочую силу занимает создание новых рабочих мест. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о целесообразности регулирования государством создания рабочих мест не столько путем прямых инвестиций, сколько на основе предоставления налоговых и кредитных льгот для предприятий, создающих новые рабочие места. Следует разработать и законодательно предусмотреть такие нормы льгот. Дальнейшее совершенствование налоговой системы в республике, в частности, снижение налогообложения, будет способствовать увеличению накоплений предприятий, которые могут быть использованы на расширение производства и создание рабочих мест. Кроме того, государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест в тех отраслях, продукция которых является конкурентоспособной на рынке товаров и услуг, а также жизненно обеспечивающих производствах. Кроме того, для повышения качества рабочих мест необходимо стимулировать предприятия к модернизации рабочих мест с точки зрения требований научно-технического прогресса, условий труда, а также к развитию инновационной деятельности предприятий.

Перейти на страницу: 1 2 3

Безработица в рыночной экономике сущность, причины и экономические последствия
Рынок труда, представляющий собой систему социально-трудовых отношений по поводу использования рабочей силы, в любой стране находится под наиболее пристальным вниманием экономистов и политиков, так как сам товар на этом рынке непосредственным образом связан с человеком, его жизнью, благосостоя ...

Виды безработицы, формы их реализации и специфика проблемы занятости в России
Труд и земля - два основных источника богатства, два основных фактора роста производства, поскольку все остальные факторы - капитал, организация, информация - это дело рук и разума человека. Поэтому общество на всех этапах развития интересовал вопрос об эффективности использования рабочей силы ...