Особенности реализации денежно-кредитной политики в странах с трансформационной экономикой

Продуманная и последовательная государственная экономическая политика имеет первостепенное значение при проведении трансформационных преобразований. Для достижения реальной стабилизации экономик денежно-кредитная политика должна использоваться как элемент системы государственного макроэкономического регулирования.

Разработка и проведение центральным банком эффективной денежно-кредитной политики, обеспечивающей оптимальные денежно-кредитные условия для функционирования экономики, является основой устойчивого развития страны. Особую актуальность эта проблема приобретает в переходной экономике, в условиях коренного реформирования командно-административной системы и построения социально ориентированного рыночного хозяйства. Трансформационная (переходная) экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой.

В условиях трансформации экономики несбалансированность экономических процессов объясняется многогранностью и широким диапазоном причин их возникновения, и при этом следует рассматривать монетарную политику в системном подходе, а не как механизм, регулирующий денежное обращение. Системный подход при монетарной стабилизации характеризует использование широкого набора методов государственного регулирования финансовых и экономических процессов, посредством прямых и косвенных мер воздействия. [17, с. 68]

Процесс перехода от прямых (административных) к косвенным инструментам денежно-кредитного регулирования, основанным на рыночных принципах, требует определенного времени. Сохранение административного регулирования на первых этапах осуществления рыночных реформ неизбежно.

В качестве прямых инструментов денежно-кредитного регулирования в переходной экономике используется целевое кредитование, «кредитные потолки», прямой контроль над уровнем процентной ставки. Основным методом прямого денежного регулирования на первых этапах осуществления рыночных реформ во всех странах было целевое регулирование. Эта мера крайне неэффективна, ибо она не только не способствует повышению эффективности предприятий, но и существенно ослабляет конкуренцию между банками. Другим методом является административный контроль над уровнем процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков. Эта мера широко использовалась в переходных и развивающихся странах, однако ее отрицательные последствия весьма значительны: невысокие ставки по депозитам коммерческих банков были причиной размещения свободных финансовых средств не на банковских депозитах, а в других формах (покупке недвижимости, иностранной валюте, драгоценных металлах и др.)

Совершенствование системы рефинансирования банков предполагает постепенный отход от прямого целевого кредитования приоритетных отраслей экономики к расширению рыночных способов распределения централизованных ресурсов. Переходной формой к рыночному распределению централизованных ресурсов являются кредитные аукционы. Кредитные аукционы способствуют развитию рынка межбанковских кредитов. Однако проведение кредитных аукционов порождало ряд проблем. В условиях неразвитых финансовых рынков центральный банк несет значительные кредитные риски, во-первых, из-за отсутствия возможности залогового обеспечения (недостатка государственных и других видов ценных бумаг в активах коммерческих банков); во-вторых, к участию в аукционах допускаются банки, объявившие в заявках наивысшие процентные ставки. По мере развития финансовых рынках потребность в кредитных аукционах снижается.

Перейти на страницу: 1 2 3

Государственный бюджет и проблема бюджетного дефицита
Формированию государственных бюджетов предшествовали денежные отношения, они в свою очередь подразделялись как эквивалентные и неэквивалентные. Выделяется особая группа денежных отношений, для которой характерным является преимущественно неэквивалентное движение денег. Именно эта группа денежны ...

Государственное регулирование оплаты труда
Оплата труда служит важным элементом экономической системы, проявляющимся на различных уровнях. Так, преобладающая мотивация определяется оплатой труда на уровне индивидуальных участников рыночных отношений. Здесь особое значение имеет государственное регулирование основ оплаты труда, связанны ...