Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе

В 2009 г. экономическое развитие Республики Беларусь протекало в сложных условиях. На протяжении всего года действовали отрицательные факторы, обусловленные в значительной степени негативным воздействием мирового финансово-экономического кризиса. Его последствия не могли не отразиться на выполнении прогнозных показателей. Валовой внутренний продукт в нашей стране относительно прошлого года увеличился всего на 0,2%. Это значительно хуже, чем прогнозировалось. Вместе с тем, если принять во внимание, что в истекшем году мировой ВВП сократился на 2,2%, а ВВП развивающихся стран Европы и Центральной Азии - на 6,2%, то полученный Беларусью результат объективно можно считать условно положительным.

Самый главный положительный результат прошедшего года - это то, что на основе экономического роста не допущено снижения жизненного уровня населения. Реальные денежные доходы населения относительно прошлого года возросли на 2,9%, численность занятых в экономике - на 0,6%, розничный товарооборот на - 3%.

Банковская система Республики Беларусь сыграла большую роль в достижении указанных социально-экономических результатов. По всем направлениям работы (проведение кредитной, курсовой, процентной политики, функционирование платежной системы) оказывалась максимальная поддержка реальному сектору экономики, минимизировались последствия кризиса.

Что касается курсовой политики, то время показало, что решение о разовой девальвации национальной валюты было правильным и единственно возможным. Без него мы не смогли бы решить вопросы финансовой поддержки со стороны Международного валютного фонда, обеспечить стабильность нашей финансовой системы и экономики в целом. Со 2

января 2009

г. по 1

января 2010

г. параметры изменения курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют находились в обозначенном и согласованном в установленном порядке коридоре. За указанный период стоимость корзины валют увеличилась на 7,94%

и на 31

декабря 2009

г. составила около 1036

руб. [Приложение Г].

Очень важно, что была не только обеспечена относительная стабильность национальной валюты, но параллельно проведена большая работа по увеличению золотовалютных резервов. В национальном определении они достигли почти 6

млрд. долл. США, увеличившись за год на 2,3

млрд. долл. США, или на 63,2%

. Золотовалютные резервы в международном измерении возросли почти до 5,7

млрд. долл. США, их прирост равен 2,6

млрд. долл. США, или 84,7%

. Выполнение прогнозных параметров по данному показателю создало хорошую базу для работы в 2010

г. [Приложение Д].

Важно отметить, что в 2009

г. в республике успешно проводилась работа по обеспечению стабильности цен. Прирост индекса потребительских цен за отчетный период составил 10,1%

. Это ниже соответствующего показателя за 2008

г. (13,3%)

и 2007

г. (12,1%).

Большая работа в 2009

г. проведена по кредитованию реального сектора экономики. Требования банков к экономике1 на 1

января 2010

г. составили 66,4

трлн. руб. За истекший год они выросли на 19,3

трлн. руб., или на 40,9%

, что соответствует прогнозному параметру. [Приложение Е].

Хотелось бы обратить внимание, что в истекшем году динамика краткосрочных, долгосрочных и инвестиционных кредитов имела положительный характер. Задолженность по долгосрочным кредитам на начало 2010 г. достигла 44,8 трлн. руб. Прирост данного показателя за 2009 г. составил 13,2 трлн. руб., или 40,5% (т.е. рост в 1,4 раза). Доля долгосрочных кредитов в общей кредитной задолженности банков на 1января 2010 г. составила 72% [Приложение Ж].

Перейти на страницу: 1 2 3

Государственное регулирование экономики в переходный период
Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависит от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Функции и способы регулирования экономики меняются в зависимости от конкретных исторических условий, тем не менее основополагаю ...

Государственное регулирование научной и инновационной деятельности Республики Беларусь
Состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она позволяет решать задачи перестр ...