Совершенствование денежно-кредитной политики РБ

Совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов, определяют денежно-кредитную политику. Ее конечные цели следующие: устойчивые темпы экономического роста, стабильный уровень цен, высокий уровень занятости, равновесие платежного баланса. Особенность денежно-кредитной политики состоит в том, что центральный банк не в состоянии напрямую влиять на объем выпуска, уровень занятости, а делает это посредством промежуточных целей. А перед тем, как приступить к достижению промежуточных, центральный банк устанавливает тактические цели.

Одним из основных объектов денежно-кредитного регулирования является предложение денег. В зависимости от состояния экономики страны. центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики - политику «дорогих» или «дешевых» денег. В условиях инфляции проводиться политика «дорогих» денег, направленную на сокращение денежной массы. А в периоды спада производства для стимулирования деловой активности осуществляется политика «дешевых» денег, которая приводит к ее увеличению.

Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитной политики. Центральный банк в процессе реализации денежно-кредитной политики использует одновременно совокупность инструментов, основными из которых являются регулирование учетной ставки (ставки рефинансирования); регулирование норм обязательных резервов; операции на открытом рынке. Суть последнего заключается в покупке-продаже государственных ценных бумаг. Регулируя учетную ставку, центральный банк управляет объемами рефинансирования коммерческих банков, изменяя их возможности создания новых денег. А изменяя резервную норму, он воздействует на объем кредитования и ликвидность банков.

Процесс поэтапного влияния изменений в денежно-кредитной политике на параметры ее промежуточных целей и в конечном итоге - на реальный сектор экономики описывает передаточный механизм. Представители кейнсианского направления считают передаточный механизм достаточно сложным и многоэтапным. Согласно монетарной концепции, передаточный механизм денежно-кредитной политики проще и состоит из меньшего числа звеньев. Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежно-кредитной политики. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежно-кредитной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько с процентной ставкой на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

Денежно-кредитная политика, как в общем каждая политика государства, имеет свои недостатки и преимущества. К преимуществам, прежде всего, относят сравнительно короткий временной лаг, гибкость, независимость от политического давления, ну а к недостаткам - относительно продолжительный внешний лаг, наличие многоэтапного передаточного механизма, изменение скорости обращения денег и т.д.

В заключение отмечу, что осуществляя оптимальную денежно-кредитную политику, Национальному Банку удалось добиться определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных агрегатов выдерживается в пределах запланированных параметров, рыночные котировки рубля относительно стабильны, проводятся необходимые мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов, платежная система функционирует нормально. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в общем контексте социально-экономической политики и направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства при недопущении (или минимизации) разного рода шоковых явлений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Генерально-целевое планирование
Многообразие мероприятий планирования, большое число занятых в них и жесткая взаимозависимость разделов плана обуславливают необходимость целеориентированного структурирования процессов планирования и контроля на предприятии, то есть долгосрочного регламентирования. При таком подходе к органи ...

Бизнес–планирование и его роль в повышении эффективности деятельности организаций
Актуальность темы. Бизнес-план разрабатывается для обоснования возможности обеспечения сбалансированности основных экономических и финансовых показателей деятельности организации на очередной календарный год и служит конкретным планом по мобилизации всех видов ресурсов и реализации организацио ...