Способы управления дебиторской и кредиторской задолженностью

Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

- покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей наряду с размером кредитного лимита может осуществляться по таким параметрам, как:

- - срок предоставления кредита;

- - необходимость страхования кредита за счет покупателей;

- - формы штрафных санкций и т.п.

Разделы 4-6 кредитной политики призваны разграничить уровни управления дебиторской задолженностью. Необходимо строго распределить ответственность за управление дебиторской задолженностью между коммерческой, финансовой и юридической службами. Нередко за продажи и взыскание задолженности отвечают разные подразделения, имеющие противоречивые задачи. К примеру, менеджер по продажам (коммерческий отдел) мотивирован продать как можно больше, а менеджер по работе с дебиторами (финансовая служба) - получить денежные средства и минимизировать уровень задолженности. Это приводит к недовольству со стороны клиентов и конфликту подразделений.

Оправданна схема распределения ответственности, при которой коммерческая служба отвечает за продажи и поступления, финансовая служба берет на себя информационную и аналитическую поддержку, а юридическая служба обеспечивает юридическое сопровождение (оформление кредитного договора, работа по взиманию задолженности через суд). Необходимо не только распределить ответственность между подразделениями, но и описать действия всех занятых в управлении дебиторской задолженностью сотрудников.

Также для лучшего управления дебиторской задолженностью необходимо сформировать процедуру инкассации дебиторской задолженности.

В составе этой процедуры должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью - ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов организации: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

В настоящее время используются 3 основные формы рефинансирования дебиторской задолженности, представленные на рисунке 3.

Рисунок 3 - Основные формы рефинансирования дебиторской задолженности

Факторинг - это продажа предпринимателем-поставщиком (фактором) долговых обязательств своих клиентов с немедленным получением денежных средств. В нашем случае факторинг можно характеризовать как комплекс финансовых услуг, оказываемых банком клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности [23, с. 21]. Эти услуги включают:

- финансирование закупочной деятельности;

- страхование кредитных рисков;

- учет состояния дебиторской задолженности и регулярное предоставление соответствующих отчетов клиенту;

- контроль за своевременностью оплаты и работа с дебиторами.

В соответствии с общепринятой международной практикой в структуре вознаграждения за оказание факторинговых услуг выделяются четыре основных компонента (в Российской Федерации - три компонента):

. Фиксированный сбор за обработку документов по поставке (обычно эта сумма включается в процент по комиссии).

. Стоимость кредитных ресурсов, необходимых для финансирования поставщика. Фактически это отражает процент за кредит и рассчитывается с суммы разницы между полученными суммами по факторингу и оставшимися суммами долга. Обычно ставки по таким кредитам на 2% - 4% выше текущей банковской по краткосрочным ссудам.

3. Комиссия за финансовый сервис. Данный вид комиссии предусматривает оказание фактором следующих услуг:

а) контроль своевременности оплаты за оказанные услуги дебиторами;

б) работа с дебиторами при задержках платежей;

в) учет текущего состояния дебиторской задолженности;

г) предоставление клиенту отчетов;

д) установление и регулярный пересмотр лимитов;

е) контроль лимитов;

ж) принятие ряда рисков;

з) поддержание определенного уровня ликвидности, обеспечивающего возможность финансирования продавца в любой момент времени.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Безработица как социально-экономическое явление
Одной из коренных социально-экономических проблем развития российского общества на современном этапе развития, является проблема безработицы. Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах главной производительной силы общества - рабочей силы, существенное сокращение потенциаль ...

Выявление угроз экономико-правовой безопасности строительного предприятия ООО Уралспецстрой
Производственная преддипломная практика проходила с 01 сентября - 28 сентября 2012 года на строительном предприятии ООО «Уралспецстрой» в должности экономиста. Целью преддипломной практики являлось закрепление имеющихся теоретических знаний, возможность их применения в области выявления угр ...