Государственный сектор в системе регулирования экономики

Государственный сектор через Центральный банк РФ регулирует финансовым рынком:

─ определяет процентные ставки;

─ осуществляет операции на рынке ценных бумаг;

─ оказывает воздействие на валютный курс.

И этим государственный сектор тоже активно влияет на экономический рост страны.

Финансовыми регулирующими функциями государственного сектора являются:

─ извлечение предпринимательской прибыли с последующим перечислением ее и в бюджет;

─ наполнение доходной части бюджета за счет налогов и иных обязательств.

В целом государственный сектор дополняет частное хозяйство там, где стимулирование частного капитала оказывается недостаточным. В результате государственный сектор можно назвать инструментом для повышения эффективности народного хозяйства и перераспределения ВВП.

Доля государственного сектора в национальной экономике изменяется не только в результате нового строительства и приобретения готовых объектов, но и как следствие приватизации. В восьмидесятых и девяностых годах двадцатого века эта тенденция заметно усилилась.

Масштабное сокращение государственного сектора в основном преследовало цель устранения бюрократии в управлении государственными предприятиями. Что же касается эффективности работы предприятий, то в современных условиях она во многом зависит от уровня управления и способности собственника контролировать результаты его деятельности.

В переходной экономике восьмидесятых - девяностых годов опыт преобразования государственных предприятий в акционерные общества с разными объёмами государственных пакетов акций позволило сделать два вывода.

Во-первых, сохранять в собственности государства целесообразно только пакет, которые обеспечивают определённую степень контроля в управлении компанией. Обычно это составляет от 25 до 30 процентов, что позволяет государству участвовать в управлении государством и в то же время не ограничивать права самих инвесторов.

Во-вторых, в любой стране с переходной экономикой всегда имеются отрасли и производства, традиционно являющимися объектами безусловной монополии государства.

Характер взаимодействия государства и предприятий, находящихся в его собственности, в настоящее время такое же что и его взаимодействие с частными предприятиями. В то же время большая часть государственных предприятий еще очень долгое время будет нуждаться в помощи государства, и в связи с этим появляется необходимость государственного вмешательства в их деятельность. Однозначно, что методы управления государственными унитарными предприятиями и корпорациями должны различаться. Пристальное внимание, на мой взгляд, следует уделить вопросам создания и деятельности холдингов и финансово-промышленных групп, контролируемых государством, как наиболее перспективных структур, деятельность которых позволит обеспечить и поддержать стабильный экономический рост.

Отдельно стоит вопрос о земле, приватизация которой допускается не во всех странах. В большинстве стран купля-продажа земли жёстко регулируется государством, не допускается продажа иностранным гражданам. Тем не менее, разными способами идёт постепенная приватизация земель сельскохозяйственного назначения. Это и возврат земель прежним владельцам, и передача в собственность или длительную аренду членам бывших сельскохозяйственных кооперативов.

Особой проблемной структурой государственного сектора можно назвать государственную собственность на банковские организации. В России большинство коммерческих банков были частными, а государство только контролировало ключевые финансовые структуры, такие как Сбербанк, Внешэкономбанк. В приватизации банков ставка делалась на крупного иностранного инвестора, но в то же время его права жёстко регулировались государством.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Бизнес-планирование как основа предпринимательской деятельности
бизнес планирование риск В настоящее время в народном хозяйстве нашей страны реализуется комплекс мероприятий по совершенствованию хозяйственного механизма в целях повышения эффективности управления производством и достижения финансовой стабильности и роста производства. Особенно велика роль пла ...

Виды организационно-правовых форм предприятий
В последние годы Россия получает динамично развитое предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических и юридических, направленную на получение прибыли. В ...