Государственный сектор в системе регулирования экономики

По мере завершения реорганизации государственных предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и преодоления спада могут изменяться подходы к размеру и составу государственного сектора экономики. Сокращение государственного влияния и контроля является серьёзной предпосылкой для притока крупных финансовых инвестиций в те отрасли государственного сектора экономики, которым необходимо вливание средств для эффективного функционирования, а также повышения конкурентоспособности на мировых рынках.

Отдельно проанализируем 178 статью Бюджетного кодекса Российской Федерации. Она устанавливает необходимость разработки плана развития государственного и муниципального секторов экономики, подразумевая под государственным сектором только государственные унитарные предприятия.

Это оправдывается, поскольку установление плановых заданий субъектам рыночных отношений, в которых государство имеет имущественные права, представляется нецелесообразным.

Выбор из всего перечня методов бюджетного регулирования государственного сектора определяется на границе потребностей и возможностей развития. При определении объёмов, направлений, объектов и механизмов бюджетного финансирования государственного сектора необходимо принять во внимание его возможности в создании и увеличении валового внутреннего продукта. Это связано с представлением необходимых разработок системы государственных задач в распределении ресурсов между государственным и частным секторами экономики и внутри самого государственного сектора.

Максимальный эффект от использования бюджетных инвестиций возможен при финансировании производства чистых общественных благ, сюда относятся такие отрасли как, национальная оборона, средства массовой информации, социально-культурная сфера.

В финансировании производства смешанных общественных благ, таких как, здравоохранение, образование, водоснабжение, в рамках государственного сектора можно постепенно уменьшать.

А финансирование производства частных благ предприятиями государственного сектора целесообразнее всего только при наличии погрешностей рынка, что, далеко не всегда является абсолютным критерием.

Четкое разграничение всех благ предопределяет разработку оптимального бюджетного поведения в регулировании государственного сектора и позволяет определить границы, формы и методы участия государства в управлении экономикой.

Ведущую роль в создании стратегических приоритетов развития государственного сектора, контроле над его деятельностью и определении оптимальных размеров, закреплено за Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Оно устанавливает цели предприятиям государственного сектора в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Необходимо также найти оптимальное равновесие при централизации ресурсов государства и распределении полномочий между федеральным и региональным уровнями государственной власти. Децентрализация бюджетных полномочий необходима лишь в той степени, когда наиболее эффективно используются возможности государственного бюджета.

Обоснование мероприятий, направленных на достижение целей развития государственного сектора, предусматривает:

─ прогнозирование доходов и расходов государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов,

─ планирование объемов продукции и формирование проектов государственных контрактов на поставки продукции, необходимых для удовлетворения государственных потребностей.

На практике применяется метод планирования «от достигнутого уровня». Такой метод является самым приемлемым при условии, что общество удовлетворено состоянием государственного сектора и не находится в процессе глубоких социально-экономических трансформаций.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Внешнеторговая деятельность Республики Беларусь
Международная торговля, как известно, основана на различиях, существующих между странами в климате, факторах производства, инновационных возможностях и т.д. Структуру мировой торговли и торговой политики различных стран может объяснить концепция независимости, взаимодействия и зависимости. Б ...

Внешнеэкономическая стратегия стран Европейского Союза
Европейский союз объединяет 27 стран, является крайне влиятельным участником мирового сообщества. В настоящий момент Европейский Союз - один из основных и наиболее развитых центров мира, крайне влиятельный участник мирового сообщества. ЕС сегодня является крупнейшей мировой торговой державой, ...