Управление государственным долгом в современной рыночной экономике

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

В процессе управления государственным долгом органами государственной власти должны решаться следующие основные задачи:

· поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне;

· недопущение резкого колебания котировок заемных обязательств;

· минимизация стоимости долга для государства;

· обеспечение своевременного исполнения и обслуживания обязательств в полном объеме.

Экономически безопасным считается такой объем долга, при котором Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование в состоянии обеспечить исполнение как долговых обязательств, так и всех остальных принятых на себя бюджетных обязательств.

Основным подходом в решении этой задачи является такое планирование долговых обязательств, которое предполагает обслуживание и погашение долга исключительно за счет доходов бюджета. Полнота исполнения долговых обязательств предполагает погашение их в полном объеме и своевременно. В Бюджетном кодексе заложены отдельные фундаментальные принципы управления долгом. Законы о федеральном бюджете устанавливают предельные размеры дефицита бюджета, внутренних и внешних заимствований на каждый год. Дефицит бюджета субъектов РФ, а также объемы государственных и муниципальных заимствований имеют ограничения, заложенные в Бюджетном кодексе и законах о бюджетах на текущий год.

В настоящее время существует ряд проблем, связанных с управлением государственным долгом. Во-первых, законодательная база по вопросам управления государственным долгом имеет следующие недостатки:

· неполная разработка целей государственных заимствований;

· недостатки в разграничении компетенций, полномочий, ответственности и порядка взаимодействия органов государственной власти;

· неурегулированность вопросов координации и разграничения полномочий Правительства Российской Федерации и Банка России в проведении текущей долговой политики.

Во-вторых, несмотря на повышение уровня суверенного кредитного рейтинга России и улучшение условий привлечения государственных заимствований, основной проблемой в области государственного долга остается отсутствие устойчивого рефинансирования за счет внутренних и внешних заимствовании в необходимых объемах и на благоприятных условиях. При этом способность осуществлять внешние займы ограничивается не только сравнительно низким кредитным рейтингом Российской Федерации, но и риском сокращения доступа на рынки заимствований по причинам, не зависящим от Российской Федерации, а также сохраняющейся относительной структурной слабостью экономики Российской Федерации, ее высокой зависимостью от колебаний мировых цен на энергоносители. Возможности гарантированного привлечения государственных займов для целей рефинансирования долга ограничены также и стоимостными условиями этих заимствований. По расчетам Министерства финансов, Российская Федерация будет в состоянии привлекать в ближайшие годы на внешних рынках не более 5-6 млрд долл., а на внутреннем рынке - не более 7-8 млрд долл. ежегодно без существенного ухудшения условий заимствований.

В будущем необходимо упростить механизм выхода розничных инвесторов на рынок государственного долга, прежде всего за счет создания системы прямого инвестирования в государственные ценные бумаги через, национальную систему сбережений. Подобная система прямых заимствований, когда между заемщиком (государством) и кредитором отсутствуют промежуточные звенья, как свидетельствует международный опыт, может представлять значительный интерес для населения и, кроме того, создаст конкурентную среду на рынке вкладов населения.

Перейти на страницу: 1 2

Внешние эффекты и общественные блага
Рынок - форма взаимоотношений между свободно функционирующими экономическими субъектами по поводу распределение благ. Рынок как механизм распределения и использования ограниченных ресурсов основан не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене. Следовательно, он имеет ряд преимущес ...

Виды стоимости, принципы её оценки
ВИДЫ СТОИМОСТИ, ПРИНЦИПЫ И ПРОЦЕДУРЫ ЕЕ ОЦЕНКИ ...