Управление государственным долгом в современной рыночной экономике

Вопрос регулирования действий нерезидентов на рынке государственных ценных бумаг заслуживает особого внимания. Увеличение вложений иностранных участников в ГКО-ОФЗ, а также резкое снижение интереса к репатриации собственных средств через валютные аукционы свидетельствуют о готовности нерезидентов расширить присутствие на рынке государственных облигаций. В условиях высоких цен на нефть и связанного с этим притока в страну иностранной валюты преждевременно полностью либерализовать внутренний рынок государственных ценных бумаг с целью открытия доступа на него иностранных инвесторов, так как пока это может нарушить стабильность российской финансовой системы.

Ключевым фактором долговой политики государства являются государственное регулирование и мониторинг субнациональных заимствований. Как уже отмечалось, действующее в настоящее время бюджетное и специальное законодательство устанавливает ограничения на величину дефицита, предельный размер долга и расходов на обслуживание долга. В настоящее время практически все субъекты Российской Федерации выдерживают жесткие нормативы, предусмотренные бюджетным законодательством. Вместе с тем продолжает существовать риск чрезмерных и безответственных заимствований. Политика в области субнациональных заимствований должна строиться на основе поддержки со стороны федеральных властей внутренних заимствований субъектов Российской Федерации, имеющих достойную кредитную историю и выполняющих необходимые нормативы. [3,373-380].

Понятия, формы и виды государственного долга

государственный долг экономика покрытие

Государственный долг Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ может существовать в форме: 1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; 2) государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; 3) договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; 4) государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации; 5) договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий; 6) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет. [5,29]

Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних.

Государственный долг в странах мира, % ВВП

Перейти на страницу: 1 2 

Государственное регулирование научной и инновационной деятельности Республики Беларусь
Состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она позволяет решать задачи перестр ...

Государственное регулирование и саморегулирование предпринимательской деятельности в России
В настоящее время частное предпринимательство активно развивается в России. Саморегулирование и государственное регулирование предпринимательства становится одной из главных задач успешного развития экономики. Актуальность темы данной работы заключается в том, что не отработаны все механизмы ...