Законодательное регулирование государственного долга в РФ

В предыдущем разделе мы выяснили, что государственный долг может оказывать как стабилизирующее так дестабилизирующее влияние на экономику, а также выяснили, в каких ситуациях государственный долг оказывает дестабилизирующее влияние на экономику. В этой связи, с целью сокращения дестабилизирующего влияния государственного долга на экономику вырабатывают принципы налогово-бюджетной политики.

В настоящем разделе предлагаем рассмотреть основные законодательные аспекты законодательного регулирования в России налогово-бюджетной политики.

Пунктом 1 ст. 75 Конституции РФ установлено, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются.

В дальнейшем реализация этого правила нашло свое продолжение в пункте 2 ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» согласно которой монопольное право эмиссии наличных денег отнесено к исключительной функции Центрального банка.

Статьей 23 БК РФ, к источникам финансирования бюджетного дефицита относятся следующие источники:

а) Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:

государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;

кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации;

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;

иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов (продажа акций и т.п. и драг металлов, а также иных активов);

б) Источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:

государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;

кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;

иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов (продажа акций ит.п. и драг металлов, а также иных активов).

Таким образом, несмотря на то, что Центральному банку РФ предоставлено монопольное право эмиссии денег, однако такой способ покрытия бюджетного дефицита как эмиссия денег законодательно не входит в императивный перечень источников финансирования бюджетного дефицита.

Статьей 22 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусмотрено, что Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета <consultantplus://offline/ref=563F57E827E7C9EBDF3E9DD193E44547D29BD7D9A28877B81F2DA0311D5220006FBAAA1BB2DDe165G>, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

При этом, следует отметить то, до 1995г. законодательного запрета на финансирование бюджетного дефицита путем продажи Минфином ценных бумаг ЦБ РФ не было.

Кроме того, следует отметить, что финансирование дефицитов посредствам кредитования и первичного покупки ЦБ РФ государственных ценных бумах субъектов РФ и муниципальных образования также запрещено (п. 5 ст. 92.1. БК РФ).

Таким образом, законодательство РФ устанавливает ограничение на применение одного из инфляционных способов покрытия бюджетного дефицита.

Статьей 114 БК РФ устанавливаются законодательное ограничение по наращиванию государственного долга посредствам выпуска государственный ценных бумаг. В частности предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг РФ ограничиваются верхним пределом государственного долга РФ, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Так в частности в ст. 92 БК РФ установлен предел бюджетного дефицита РФ, а именно дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета.

Кроме того, ст. 92.1. БК РФ также предусматриваются и ограничения дефицитов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

Пунктом 3 ст. 94 БК РФ предусмотрено ограничение объема финансирования бюджетного дефицита. Так общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не может превышать 1% ВВП. Однако в настоящее время действие этого ограничения приостановлено до 01.01.2015г.

Перейти на страницу: 1 2

Безработица как макропроблема
Проблема занятости - одна из важнейших макроэкономических проблем, характеризующих общее состояние макроэкономики и её эффективности. Каждая экономическая система стремится к увеличению общественного продукта с целью более полного удовлетворения растущих потребностей. Важнейшим фактором, спос ...

Государственный долг
Проблеме государственного долга посвящены работы экономистов классиков, среди которых можно выделить Д. Рикардо, Ж.-Б. Сей, Дж.С. Милль, У. Петти, Я.Ф. Мелон, А. Хамильтон и др. Среди отечественных исследователей можно выделить работы таких авторов как Вавилов Ю.Я., Кузнецов А.М., Романовский М ...