Структура бюджетной системы Республики Беларусь

Структура государственного бюджета в каждой стране имеют свои отличительные особенности. В основном определяют два вида бюджетных структур бюджета государства:

1) Структура унитарных государств;

2) Структура федеративных государств.

В унитарных государствах бюджетная система имеет два основных звена: государственные и местные бюджеты. При такой системе организация государственного управления может быть единой и многоуровневой. Главным недостатком этой системы является то, что она ущемляет инициативу местных органов власти, а также то, что отсутствует гибкость в решении определенных задач [9, с. 23].

Эти бюджеты являются самостоятельными звеньями бюджетной системы. Однако для целей определения общего уровня доходов и расходов во всей бюджетной системе или в масштабах территории составляют консолидированные бюджеты, Консолидированные бюджеты - это совокупность бюджетов РБ или ее соответствующей административно-территориальной единицы. Так, бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет РБ. Бюджеты регионов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области.

Структура бюджетной системы Республики Беларусь показана на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура бюджетной системы Республики Беларусь

Центральным звеном бюджетной системы РБ является республиканский бюджет. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства. Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и г. Минском для выравнивания уровней их экономического и социального развития [10, с. 324].

За счет средств республиканского бюджета могут выделяться местным бюджетам дотации, субсидии и субвенции при недостаточности собственных ресурсов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.

Средства республиканского бюджета направляются в основном на:

· капитальные вложения по объектам, относящимся к республиканской собственности, природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общереспубликанскими программами;

· мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

· общереспубликанские программы по повышению жизненного уровня народа и меры по социальной защите населения;

· расходы, связанные с внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью;

· учреждения и организации народного образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения республиканского подчинения;

· содержание органов государственной власти и государственного управления, судов и прокуратуры, государственной безопасности и внутренних дел;

· финансирование обороны, пограничных войск и таможенной службы;

· погашение кредитов банка, выданных для погашения бюджетных расходов, государственного долга и уплаты процентов по ним;

· другие мероприятия и программы, имеющие общереспубликанское значение.

Экономическая сущность местных - бюджетов проявляется в финансовом обеспечении деятельности местных Советов. Функции местных органов власти, в основном обеспечивают развитие местного хозяйства, благоустройство территорий и удовлетворение бытовых и социальных потребностей своих жителей [11, с. 73].

Для выполнения этих функций местные органы власти должны располагать соответствующей финансовой базой, которой и являются местные бюджеты. Их средства направляются на финансирование экономических, социальных, культурных и других программ и мероприятий местного и межрегионального значения. Местные Советы самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют бюджеты соответствующих территорий в интересах населения. Доходы, зачисляемые в местные бюджеты, распределяются между областными, районными, городскими, сельскими и поселковыми бюджетами в зависимости от территориального уровня местных Советов в соответствии с Законом "О местном самоуправлении и местном хозяйстве в РБ" и др. законодательными актами.

Финансовые ресурсы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и налогов; отчислений от общереспубликанских государственных налогов и доходов; дополнительных источников доходов, устанавливаемых самостоятельно местными Советами; дотаций и субсидий из вышестоящих бюджетов.

Местные Советы не имеют права увеличивать нормативы отчислений в свои бюджеты от общереспубликанских налогов и доходов.

Минимальные размеры местных бюджетов определяются на основе нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя, иных социальных нормативов.

Средства местных бюджетов расходуются в основном по следующим направлениям:

Перейти на страницу: 1 2

Денежная система России
Денежная система, это один из наиболее важных разделов экономической науки. Плохо функционирующая денежная система может стать причиной резких колебаний в экономике. Поэтому очень важно обеспечить правильную организацию и функционирование денежной системы страны. Сейчас наша страна находит ...

Безработица и её типы. Проблемы безработицы в России
Одним из проявлений макроэкономической нестабильности и ведущей проблемой экономического развития выступает безработица. В настоящее время безработица представляет собой важную макроэкономическую проблему, оказывающую влияние на все сферы общественной жизни. От масштабов безработицы зависят ос ...