Бюджетный дефицит и источники его финансирования

Бюджетно - финансовая политика любого государства направлена на достижение сбалансированности государственного бюджета. Несбалансированность государственного бюджета характеризуется его дефицитом. Дефицит - это превышение расходов над доходами.

Выделяют первичный дефицит госбюджета - разность между величиной общего (фактического) дефицита и суммой процентных выплат по долгу.

Управление государственным долгом осуществляется следующими мерами.

Для того, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа, государство может прибегнуть к:

1) рефинансированию, т. е. выпуску новых займов;

2) конверсии, т. е. изменению условий займа относительно доходности;

) консолидации государственного долга, т. е. изменению условий относительно сроков (превратить краткосрочные облигации в средние и долгосрочные).

Различают структурный и циклический дефицит государственного бюджета.

Структурный дефицит представляет собой превышение государственных расходов над налогами в условиях полной занятости.

Циклический дефицит - разница между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом. Он возникает в результате циклического падения производства[14, с. 162].

По расчетам отечественных экономистов, финансовое положение в стране считается контролируемым при бюджетном дефиците не более 2-З % к ВВП и государственном долге, не превышающем 50 % его величины.

Утверждение бюджета с дефицитом допускается в случае наличия обоснованных источников финансирования дефицита бюджета.

Предельный размер дефицита республиканского бюджета, а также предельные уровни дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска по отношению к доходам соответствующего консолидированного бюджета области или бюджета г.Минска устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Предельные уровни дефицита консолидированных бюджетов районов и бюджетов городов областного подчинения по отношению к их доходам определяются решениями вышестоящих местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год в пределах уровня дефицита, установленного для консолидированных бюджетов областей.

Предельные уровни дефицита бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения по отношению к их доходам определяются решениями вышестоящих местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год в пределах уровня дефицита, установленного для консолидированных бюджетов районов.

Принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, влекущие дефицит бюджета или его увеличение, должны определять источники финансирования дефицита бюджета и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета [13, с. 225].

В случае принятия бюджета с дефицитом источники финансирования дефицита бюджета утверждаются:

1. по республиканскому бюджету - законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;

2. по местным бюджетам - решениями соответствующих местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Кредиты Национального банка Республики Беларусь, а также средства от приобретения Национальным банком Республики Беларусь долговых обязательств Республики Беларусь при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением случаев, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и (или) Президентом Республики Беларусь.

Источниками финансирования дефицита республиканского бюджета являются:

. государственные займы;

. средства от операций с имуществом, находящимся в республиканской собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами республиканского бюджета в соответствии с бюджетным законодательством;

. изменения остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета;

. иные источники в соответствии с бюджетным законодательством.

Источниками финансирования дефицита местных бюджетов являются:

1. бюджетные кредиты;

2. займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;

. средства от операций с имуществом, находящимся в коммунальной собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством;

. изменения остатков средств на счетах по учету средств соответствующего местного бюджета;

. иные источники в соответствии с бюджетным законодательством.

В целом, источниками финансирования дефицита государственного бюджета могут быть как внутренние, так и внешние источники. К внутренним источникам относятся государственные займы посредством выпуска государственных ценных бумаг (в национальной валюте), кредиты национального (центрального) банка страны, эмиссия денежных знаков. К внешним источникам относятся государственные займы (в иностранной валюте), кредиты правительств иностранных государств, банков, международных организаций [15, c. 100].

Перейти на страницу: 1 2

Внешние эффекты и общественные блага
Рынок - форма взаимоотношений между свободно функционирующими экономическими субъектами по поводу распределение благ. Рынок как механизм распределения и использования ограниченных ресурсов основан не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене. Следовательно, он имеет ряд преимущес ...

Экономическая деятельность Игринского районного потребительского общества
Основная цель производственной практики состоит в закреплении и углублении теоретических знаний, приобретение опыта самостоятельной работы, получение навыков в проведении научно-исследовательской и практической работы. В качестве объекта исследования в курсовом проекте выбрано Игринское потр ...