Бюджетный дефицит и источники его финансирования

Таким образом, вопросы управления бюджетным дефицитом по-прежнему актуальны для Республики Беларусь. В связи с этим система мер включает мероприятия по управлению внутренним и внешним долгом. Обслуживание государственного долга требует дополнительных расходов, что способно привести к реструктуризации расходов бюджета в целом, сокращению социальных программ. Сумма получаемых государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться бременем на экономику страны.

Итак, дефицит государственного бюджета ведет к инфляции, наращиванию государственного долга, истощению валютных резервов. Правительства государств в подобных условиях принимают бюджетные решения, направленные на сокращение дефицита. Это может быть ужесточение налоговых режимов, замораживание финансирования, сокращение трансфертных платежей и т.д.

Ряд стран доказали, что в экстремальных условиях, вызванных резким возрастанием дефицита бюджета, можно достичь сбалансированности доходов и расходов, задействован весь механизм государственного регулирования. И хотя бюджетный дефицит связан с бюджетом, вряд ли правомерно считать его неотъемлемой частью государственного бюджета. Условиями сокращения бюджетного дефицита являются:

• укрепление доходной базы бюджета;

• оптимизация расходов;

• реформирование бюджетного процесса.

В мировой практике для уменьшения бюджетного дефицита широко используется привлечение в страну иностранного капитала. Такая форма способствует сокращению бюджетных расходов на финансирование капитальных вложений, расширению круга налогоплательщиков, увеличению базы производства товаров и услуг. Важно при этом, чтобы финансовые ресурсы направлялись на финансирование высокоэффективных, приоритетных инвестиционных программ [16, с. 110].

Определить глубину бюджетного дефицита невозможно без анализа величины государственного долга, поскольку они между собой взаимосвязаны. При оценке размера бюджетного дефицита возникает ряд проблем.

Первая проблема возникает при оценке реального дефицита госбюджета. Реальный дефицит бюджета - это: номинальный дефицит бюджета - величина госдолга на начало года * темп инфляции [17, с. 88].

При расчете бюджета необходимо проводить процедуру бюджетирования капитала, т. е. учитывать как активы, так и обязательства.

Бюджет должен включать неучтенные обязательства: т. е. будущие пенсии и пособия на социальное страхование, отчисления, которые делаются в текущем году.

Обслуживание государственного долга приводит к вытеснению частного капитала, так как рыночная ставка процента растет, рост налогов для оплаты долга снижает экономическую активность - происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Внешний долг более опасен для экономики, так как нужно расплачиваться ресурсами страны.

Соотношение долг/ВВП характеризует бремя долга, его величина зависит от размера реальной ставки процента, темпов роста реального ВВП и величины первичного дефицита[14, с. 163].

Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь

Перейти на страницу: 1 2 

Внешнеэкономическая стратегия стран Европейского Союза
Европейский союз объединяет 27 стран, является крайне влиятельным участником мирового сообщества. В настоящий момент Европейский Союз - один из основных и наиболее развитых центров мира, крайне влиятельный участник мирового сообщества. ЕС сегодня является крупнейшей мировой торговой державой, ...

Экономическая безопасность функционирования и развития организации розничной торговли
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что экономическая безопасность или финансовая безопасность - это состояние какого-либо хозяйствующего субъекта, характеризующееся наличием стабильного дохода и других ресурсов, которые позволяют поддержать уровень жизни на текущий момент и в обоз ...