Бюджетный дефицит и источники его финансирования

Таким образом, вопросы управления бюджетным дефицитом по-прежнему актуальны для Республики Беларусь. В связи с этим система мер включает мероприятия по управлению внутренним и внешним долгом. Обслуживание государственного долга требует дополнительных расходов, что способно привести к реструктуризации расходов бюджета в целом, сокращению социальных программ. Сумма получаемых государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться бременем на экономику страны.

Итак, дефицит государственного бюджета ведет к инфляции, наращиванию государственного долга, истощению валютных резервов. Правительства государств в подобных условиях принимают бюджетные решения, направленные на сокращение дефицита. Это может быть ужесточение налоговых режимов, замораживание финансирования, сокращение трансфертных платежей и т.д.

Ряд стран доказали, что в экстремальных условиях, вызванных резким возрастанием дефицита бюджета, можно достичь сбалансированности доходов и расходов, задействован весь механизм государственного регулирования. И хотя бюджетный дефицит связан с бюджетом, вряд ли правомерно считать его неотъемлемой частью государственного бюджета. Условиями сокращения бюджетного дефицита являются:

• укрепление доходной базы бюджета;

• оптимизация расходов;

• реформирование бюджетного процесса.

В мировой практике для уменьшения бюджетного дефицита широко используется привлечение в страну иностранного капитала. Такая форма способствует сокращению бюджетных расходов на финансирование капитальных вложений, расширению круга налогоплательщиков, увеличению базы производства товаров и услуг. Важно при этом, чтобы финансовые ресурсы направлялись на финансирование высокоэффективных, приоритетных инвестиционных программ [16, с. 110].

Определить глубину бюджетного дефицита невозможно без анализа величины государственного долга, поскольку они между собой взаимосвязаны. При оценке размера бюджетного дефицита возникает ряд проблем.

Первая проблема возникает при оценке реального дефицита госбюджета. Реальный дефицит бюджета - это: номинальный дефицит бюджета - величина госдолга на начало года * темп инфляции [17, с. 88].

При расчете бюджета необходимо проводить процедуру бюджетирования капитала, т. е. учитывать как активы, так и обязательства.

Бюджет должен включать неучтенные обязательства: т. е. будущие пенсии и пособия на социальное страхование, отчисления, которые делаются в текущем году.

Обслуживание государственного долга приводит к вытеснению частного капитала, так как рыночная ставка процента растет, рост налогов для оплаты долга снижает экономическую активность - происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Внешний долг более опасен для экономики, так как нужно расплачиваться ресурсами страны.

Соотношение долг/ВВП характеризует бремя долга, его величина зависит от размера реальной ставки процента, темпов роста реального ВВП и величины первичного дефицита[14, с. 163].

Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь

Перейти на страницу: 1 2 

Денежная система России
Денежная система, это один из наиболее важных разделов экономической науки. Плохо функционирующая денежная система может стать причиной резких колебаний в экономике. Поэтому очень важно обеспечить правильную организацию и функционирование денежной системы страны. Сейчас наша страна находит ...

Государственное регулирование оплаты труда
Оплата труда служит важным элементом экономической системы, проявляющимся на различных уровнях. Так, преобладающая мотивация определяется оплатой труда на уровне индивидуальных участников рыночных отношений. Здесь особое значение имеет государственное регулирование основ оплаты труда, связанны ...