Сбалансированность бюджетов, как основа эффективной экономики

Сбалансированность бюджетов всех административно-территориальных единиц является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета.

Различают структурный и циклический дефициты. Дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным. Однако реальный бюджетный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства и наличие кризисных явлений [19, с. 120].

Уровень бюджетного дефицита определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или объему ВВП. Финансовое положение страны в целом считается нормальным, если уровень бюджетного дефицита не превышает 2-3 % ВВП.

Основными методами покрытия бюджетного дефицит являются:

увеличение собственных источников покрытия (налоговые поступления либо денежная эмиссия);

привлечение заемных средств, кредитов Национального банка, облигационных займов, иностранных кредитов и др.

Увеличение налоговой нагрузки приводит к сокращению производства, перетоку капитала за границу. Выпуск государственных займов наряду с ростом государственного долга влечет за собой сокращение совокупного потребительского спроса со стороны лиц - покупателей займов, отвлечение крупных средств от производственного использования. Что же касается, эмиссии денежных средств, то она еще больше усиливает присущую современному периоду развития экономики инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, приводит к тяжелым последствиям в сфере экономики и социальных отношений.

Мировая практика экономического развития свидетельствует, что сам по себе бюджетный дефицит не страшен для национальной экономики. Бюджетный дефицит не нарушает нормального хода экономических процессов, если существует реально действующий механизм государственного регулирования бюджетного дефицита, позволяющий оптимизировать соотношение между планируемым бюджетным дефицитом и крупными капитальными вложениями в развитие экономики [20, с. 79].

Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы обязаны принимать меры по обеспечению сбалансированности соответствующих бюджетов и в процессе их исполнения производить расходы в пределах поступающих доходов. Предельные размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и г. Минска устанавливаются Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. Предельные размеры дефицита бюджетов районов и городов областного подчинения определяются решениями вышестоящих местных Советов депутатов в пределах уровня дефицита, установленного для бюджетов областей и г. Минска, бюджетов городов районного подчинения, поселков городского типа, сельсоветов - вышестоящими местными Советами депутатов. Предельный размер дефицита республиканского бюджета устанавливается в абсолютной величине или процентах валового внутреннего продукта, местных бюджетов - в абсолютной величине или процентах объема расходов бюджета [21, с. 110].

Источники финансирования дефицита республиканского бюджета утверждаются Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, местных бюджетов - решениями соответствующих Советов депутатов.

Для сбалансированности доходов и расходов местных бюджетов могут выделяться дотации из вышестоящих бюджетов.

При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. Защищенные статьи определяются ежегодно в Законе о бюджете и включают в себя наиболее социально важные расходы: трансферты населению, заработную плату, расходы на приобретение медикаментов и питание, расходы по содержанию и обслуживанию государственного долга и некоторые другие.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10% запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов. В таких случаях секвестр или блокирование применяются для республиканского бюджета в порядке, установленном Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, для местных бюджетов - решениями местных Советов депутатов.

Принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, должны определять источники финансирования и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета. Не допускается принятие решений, ведущих к образованию дефицита бюджета или увеличению его размера по отношению к утвержденному.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Великая депрессия
Данная работа посвящена Великой депрессии 1929-1933 гг. и её влиянию на мировое хозяйство. Изучение данной проблемы является особенно актуальным, так как до сих пор происходящие тогда события оцениваются неоднозначно как историками, так и экономистами. Более того, появляются новые данные относ ...

Деловая активность предприятия (на примере СПК Острино Щучинского района)
В настоящее время в условиях перехода к рыночной экономике коммерческим предприятиям особенно важно правильно управлять имеющимися у них финансами. Это необходимо для дальнейшего продолжения своей деятельности и недопущения банкротства. Однако, сейчас и деятельность предприятий АПК являе ...