Модели взаимоотношения экономики и государства

Человеческое общество в ходе своего исторического развития вызвало к жизни два чрезвычайно интересных феномена - государство и рынок. Выступая как порождение разных причин, первоначально воздействуя на разные сферы жизни, с течением времени пути их движения пересекались все чаще, решаемые цели и задачи становились все ближе, а результаты - все зависимее от совместных усилий и действий. И уровень развития современного общества целиком и полностью определяется возможностями координации деятельности государственных и рыночных сил, способностью к сочетанию и взаимодополнению действий друг друга. В то же время несомненен факт - это относительно самостоятельные структуры, располагающие собственными механизмами воздействия на развитие общества, имеющие разные сферы влияния, конкретные функции, цели и задачи.

Государство возникло как продукт развития самого общества на определенной ступени его движения. Его появление означало, что в обществе созрели непримиримые политические, социальные, а потом и экономические противоречия, самостоятельно разрешить которые оно не в силах. Необходима была такая сила, которая бы встала над обществом, усмиряя столкновения борющихся сторон, держа всех в границах определенного порядка. Именно на государство возлагалась функция обеспечения общих условий развития общества, определения "правил игры", используя при этом самые разные методы, вплоть до принуждения и подавления. И сейчас, как отмечает Пол Хейне: "Государство обладает общепризнанным и исключительным правом принуждения".

Первоначально роль государства в обществе была довольно скромной, она ограничивалась необходимостью заниматься охраной правопорядка и законности, соблюдением нормативных отношений с другими государствами, организацией национальной обороны и т.п. В области экономики она сводилась к обеспечению финансового контроля за выявлением и учетом государственных доходов. Словом, по образному выражению австрийского экономиста Хайкса, государство должно было выступать в роли "ночного сторожа", не вмешиваясь в экономические процессы. Правда, несмотря на эту отведенную скромную роль, государство во все времена оказывало существенное влияние на экономическую жизнь нации. Законы феодального права охраняли земельную собственность, определяли обязанности крестьян, средневековых цехов и всех остальных по отношению к центральной власти, или "кровавое законодательство" в Англии в ХV веке против экспроприированных крестьян и другие. Складывающаяся экономическая ситуация, сама жизнь во всех ее проявлениях все больше и больше втягивали государство в экономическую сферу, изменяли его традиционные функции, вызывались к жизни новые, для выполнения которых использовались не только властные, но и экономические рычаги и методы. С течением времени, с укреплением и развитием рынка, процессов, требующих вмешательства государства становилось все больше и больше. Речь идет о необходимости поддержания конкуренции для эффективного распределения ограниченных ресурсов, о социальной защите значительной части общества и многих других процессах. И сейчас мировая практика показала, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Видимо, именно такое понимание места и роли государства в экономической жизни нации заставило известного экономиста Луиса Малкерна сказать: "По-моему мнению, для любой ведущей страны не может быть ничего хуже, чем неправильно определить роль государства в экономике".

В свою очередь, развитие рынка и рыночной системы так же проходило разные исторические этапы: от периода зарождения простейших форм рыночного обмена, становления рыночной экономики как целостной системы в национально-государственных границах до эпохи вызревания сложнейших международных кооперационных форм. В этом процессе рынок, как главная организующая сила экономики, ее сердцевина, проявлял свои мощные возможности для саморазвития и саморегулирования. Располагая такими совершенными инструментами как цена, спрос-предложение, конкуренция, рынок двигал экономику по пути наибольшей эффективности, определяя всем субъектам рыночной экономики основные параметры их деятельности: что, как и сколько производить и соблюдать при этом свои частные интересы, диктуя каждому субъекту рациональное экономическое поведение. Однако, по мере становления, развития и совершенствования рыночная система показывала не только свои могучие экономические преимущества, но так же и недостатки, неспособность решать ряд сложнейших социально-экономических проблем. Более того, в своем движении рыночная система стала проявлять определенные тенденции к саморазрушению: порождая монополии уничтожала конкуренцию, устанавливая монопольные цены и контроль над ними снижала объем совокупного спроса, вызывая, тем самым, спад производства и несбалансированность экономики и другие. Словом, эффективное экономическое развитие становилось все более невозможным без внешнего вмешательства, без привлечения направляющей и регулирующей силы государства.

Перейти на страницу: 1 2

Государственная политика в области заработной платы в России и за рубежом
Оплата труда занимает особое место в структуре социально-трудовой сферы и приоритетах социальной политики. Это объясняется, прежде всего, ее значимостью для обеспечения жизнедеятельности человека и специфическими функциями, которые она выполняет в развитии общества и экономики. Соц ...

Безработица и её влияние на экономику
Право граждан на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве является гарантией права на труд. Право на содействие обеспечению занятости состоит из прав: на трудоустройство; на бесплатную профессиональную подготовку, переобучение, в том числе по направлению органов службы занятости; н ...