Проблемы государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики представляет собой комплекс мер по воздействию государственных органов на макроэкономические процессы, происходящие в государстве. Под комплексом мер понимается проведение фискальной и монетарной политики, а также осуществление внешнеэкономической деятельности государства и реализация социальных программ. (прил.1.) Перед государством стоит задача проведения финансовой политики, корректирующей "недостатки" рынка и способствующей таким образом экономическому развитию. Вместе с тем государственное вмешательство далеко не всегда приводит к достижению желательных результатов, что может быть вызвано "недостатками" самого государства, которые связаны, прежде всего, с неравномерным распределением информации, несовершенством политического процесса, влиянием бюрократии и временными лагами. Поэтому проведение финансовой политики предполагает мониторинг ее эффективности и своевременное принятие мер по устранению возможных негативных последствий.

Проблемы государственного регулирования экономики могут возникать как в случае неверных шагов, которые предпринимаются государственными органами, так и в соответствии с общемировыми экономическими тенденциями. Одной из основных задач руководства страны является обеспечение граждан работой и поддержка частной предпринимательской инициативы. Повышение предпринимательской активности может быть стимулировано как низкими налогами, так и разнообразными программами поддержки государством.

Среди многочисленных способов создания частного бизнеса значимую роль играет приватизация предприятий, но одной из проблем государственного регулирования экономики при переходе государственного имущества в частные руки может стать создание монополий, которые резко повысят цены на необходимые товары или услуги. Еще одной важной проблемой государственного регулирования экономики является поддержание низкого уровня инфляции. К сожалению, в Российской Федерации инфляция продолжает расти, что приводит к ухудшению материального положения наименее обеспеченных слоев населения.

Внешнеэкономическая деятельность также является одним из важнейших рычагов управления экономикой государства. Некоторое время назад в нашей стране был введен запрет на вывоз зерна, что позволило остановить подорожание хлеба, с другой стороны, запретительные пошлины на вывоз топлива ведут к постоянному росту цен на бензин.

Проблемы государственного регулирования экономики также связаны с собираемостью налогов на территории нашей страны. Не секрет, что большинство предпринимателей используют различные "серые" и "черные" схемы для сокрытия доходов, что приводит к уменьшению собираемых налогов, которые идут, в том числе, и на социальные программы.

Сбор денежных средств, необходимых для выплаты пенсий и других видов социальных пособий, может быть связан с привлечением денежных средств иностранных кредиторов, что также оказывает негативное влияние на развитие экономики. Рыночная экономическая система в России сформирована лишь в самых общих чертах. Можно констатировать наличие основных институциональных условий для её функционирования. Однако дальнейшее прогрессивное развитие рыночных отношений в российской экономике наталкивается на несоответствие институтов государственного регулирования его институциональной среде. Результаты воздействия государства на экономику России пока слабо соответствуют правительственным прогнозам. Поэтому существует острая необходимость исследования институциональной среды и структуры государственного регулирования экономики, формирования целостной системы экономических институтов рыночного хозяйствования, модернизации институциональной среды государственного регулирования российской экономики, с учётом влияния глобальных социально-экономических факторов. Следует отметить не только влияние государства на экономику, но и влияние экономики на государство, что отчетливо видно из анализа современной российской политики. Кризисы, дефолты приводят к смене правительств, государственных деятелей, изменениям институциональной структуры. Государственное регулирование экономики осуществляется на основе четко сформулированной государственной экономической политики. Представляется неверным утверждение о том, что термины "государственное регулирование экономики" и "государственная экономическая политика" в наше время идентичны.

Государственная экономическая политика представляет собой основные направления деятельности государства в сфере экономики, в то время как государственное регулирование экономики - деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и инструментов. Отсутствие четко сформулированной, надлежащим образом оформленной, стабильной и предсказуемой государственной экономической политики является существенным недостатком, препятствующим эффективному государственному регулированию рынка. В настоящее время отсутствует правовая база, обеспечивающая применение средств, инструментов государственного регулирования экономики, создание которой следует рассматривать в качестве приоритетного направления развития законодательства (в широком смысле слова), регулирующего отношения в экономике. Так, например, остро необходимо создание нормативной основы для эффективного применения таких средств как ценообразование, планирование, в том числе программно-целевое планирование. Только после того, как будет создана правовая основа для эффективного применения отдельных средств государственного регулирования, после того как будет обобщен опыт их применения на практике, следует вернуться к вопросу о создании стержневого законодательного акта, определяющего основы государственного регулирования экономики. Вполне возможно, что в качестве такого стержневого акта будет выступать Предпринимательский кодекс России, в котором будет содержаться раздел, посвященный государственному регулированию рынка. Анализ отношений, возникающих в рамках исследования проблемы государственного регулирования экономики, в том числе и регулирования отношений в рамках государственного сектора, позволяет говорить о наличии особенностей, специфики предпринимательских отношений, что проявляется в их комплексном характере. Предпринимательские отношения в рамках государственного регулирования экономики включают наряду с имущественными, также административные, финансовые и иные отношения. Но снижение темпов экономического роста в 2001-2002 гг. в условиях развернувшегося мирового экономического кризиса показало, что еще не приведены в действие внутренние источники устойчивого экономического роста. Принятая модель преобразования экономических отношений оказалась противоречивой и мало эффективной. Но она содержала и некоторые прогрессивные элементы. Началось преодоление чрезмерной государственно-бюрократической централизации управления, отказались от сковывания предпринимательской инициативы. Уходят в прошлое низкая ответственность предприятий и работников за конечные результаты своей деятельности, закрытость и отрыв от прогрессивных сдвигов в мировой экономике. Перспективным оказалось формирование смешанной, многоукладной экономики.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Государственное регулирование научной и инновационной деятельности Республики Беларусь
Состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она позволяет решать задачи перестр ...

Государственное регулирование рынка труда
Актуальность данной работы подчеркивает тот факт, что к рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и техн ...