Проблемы государственного регулирования экономики

Роль частного (предпринимательского) сектора в формировании НИС состоит, в первую очередь, в создании технологий на основе собственных исследований в научных центрах крупных корпораций и малых наукоемких фирм, в рыночном освоении инноваций и внедрении научных разработок в производство.

Роль государства при этом заключается прежде всего в финансировании и содействии производству фундаментального знания в университетах и комплексе высоких технологий, а также в создании инфраструктуры и благоприятного институционального климата для инновационной деятельности. В рамках этих направлений деятельности перед государством стоят следующие стратегические задачи:

развитие у предприятий стимулов к инновациям, создание системы.

финансовая и организационная поддержка наукоемких отраслей, диверсификация направлений исследований и производства согласно приоритетам развития новых технологий (энергосбережение, экология и т.д.), софинансирование государством НИОКР, выполняемых по заказу бизнеса научно-исследовательским сектором по приоритетным направлениям;

создание механизма страхования инновационных рисков и рисков деятельности высокотехнологичных предприятий в целях привлечения негосударственных средств, для финансовой защиты наукоемких отраслей;

введение системы налоговых стимулов для повышения инновационной активности предприятий (в частности, снижение налоговых ставок для предприятий малого бизнеса, частичное или полное освобождение от налогообложения прибыли, направляемой на внедрение новых технологий);

совершенствование правовой базы защиты интеллектуальной собственности (законодательное определение порядка передачи государством прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет средств государственного бюджета; повышение уровня защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и усиление ответственности за их нарушение и др.).

диверсификация сферы услуг, увеличение доли телекоммуникационных,

финансовых, консультационных и прочих знание емких видов в их структуре за счет развития не сырьевых секторов экономики.

В рамках данного направления государственную поддержку получили уже 57 высших учебных заведений, а ее общий объем за 2008-2010 годы составил 30 млрд. руб. Порядок конкурсного отбора вузов утвержден Министерством образования и науки РФ.

поддержка регионов (в частности, путем выделения бюджетных грантов на инновационные разработки) в создании региональной инновационной системы (РИС) как совокупности работающих в инновационной сфере региона предприятий и организаций, университетов, научно-исследовательских институтов, государственных структур управления;

стимулирование интеграции научных и образовательных структур и формирование на их основе инновационных кластеров1, в том числе в составе технико-внедренческих ОЭЗ (особых экономических зон), развитие венчурного финансирования и совершенствование правового регулирования деятельности венчурных фондов, разработка и реализация

государственных программ по развитию студенческого инновационного бизнеса (студенческих бизнес-инкубаторов и лабораторий);

интенсификация сотрудничества бизнеса и образовательных структур, совместное определение перспективных программ повышения квалификации менеджеров в инновационных сферах, обучение "менеджменту знаний" и его внедрение на предприятиях;

создание единой государственной системы технических регламентов и гармонизация их с международными (прежде всего, международными стандартами ISO и европейскими системами прогнозирования и оценки технологий Technology Foresight и Technology Assessment) в целях стимулирования инноваций и адекватной оценки эффективности их внедрения.

Совокупность указанных мер должна способствовать форсированному становлению конкурентоспособной инновационной системы в РФ, а следовательно - ускорению институционального формирования экономики знаний на национальном уровне.

Заключение

Таким образом, государственное регулирование экономики представляет собой комплекс мер по воздействию государственных органов на макроэкономические процессы, происходящие в государстве.

Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.

Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Экономическая сущность и принципы аренды
Преобразования при переходе к рыночным отношениям потребовали поиска новых форм хозяйственных отношений и структур управления. Экономика предприятия была основана не столько на экономических методах, сколько на командном руководстве сверху. Опыт развитых стран подтверждает, что только высокая ...

Выбор наиболее эффективного варианта расширения предприятия
Переход народного хозяйства России к рыночной системе экономических отношений порождает множество связанных с этим проблем, среди которых одно из главенствующих положений занимают проблемы инвестирования. При наметившемся росте инвестирования российская экономика продолжает испытывать недост ...