Функции государственных органов, регулирующих ТЭК

Топливно-энергетический комплекс является не самодовлеющей величиной, а, естественно, пусть важнейшей, но лишь структурной составляющей экономики и инфраструктуры страны. Одним из ключевых вопросов экономической политики должно являться создание целостной системы управления государственным имуществом, с четким определением границ государственной собственности, исходя из целей обеспечения национальной безопасности и задач государственного регулирования экономики. А также обеспечение конкурентоспособности государственного сектора экономики как основы реализации программ ускоренной модернизации национального капитала в целом. Следующий шаг - законодательное закрепление механизмов и ряда процедур управления госсобственностью и пакетами акций, находящимися в федеральной собственности, в том числе установление ответственности управляющих за финансовое положение предприятий и поступление части прибыли в доход федерального бюджета. [7]

Правительство Российской Федерации осуществляет следующие функции по регулированию ТЭК:

определение основных направлений развития электроэнергетической отрасли (структурная и инвестиционная политика);

определение основ ценовой политики;

определение основ экспортно-импортной политики, инвестиционного сотрудничества;

определение основных положений о лицензировании отдельных видов деятельности;

управление федеральной собственностью.

К функциям Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго) относятся:

выработка государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере топливно-энергетического комплекса;

осуществление функций федерального органа по техническому регулированию;

осуществление правового регулирования в сфере ТЭК;

координация и контроль деятельности Федерального агентства по энергетике, Федерального агентства по промышленности.

Минпромэнерго в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом.[8]

Федеральное агентство по энергетике (ФАЭ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов, находится в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.

ФАЭ не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (МЭРТ) является косвенным регулятором и оказывает воздействие на отрасль в целом и отдельных ее субъектов при подготовке программ и планов государственной структурной и инвестиционной политики в Российской Федерации, утверждаемых Президентом или Правительством Российской Федерации.

МЭРТ не осуществляет непосредственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, за исключением случаев принятия решений, связанных с контролем за соблюдением экспортных правил (при экспортировании электрической энергии).

МЭРТ не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в деятельности субъектов естественных монополий.

ФАС не вправе осуществлять функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) является органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением, естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

ФСТ не вправе осуществлять функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.[8]

Перейти на страницу: 1 2

Экономическая сущность основных производственных фондов
В настоящее время в условиях рыночной экономики, когда характерна экономическая нестабильность, когда развитие сменяется периодом кризисов, от предприятий требуется повышение экономической эффективности производства. Проблема повышения эффективности производства занимает в хозяйственной жизни ...

Безработица и её влияние на экономику
Право граждан на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве является гарантией права на труд. Право на содействие обеспечению занятости состоит из прав: на трудоустройство; на бесплатную профессиональную подготовку, переобучение, в том числе по направлению органов службы занятости; н ...